|
Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы
Статья 341. Нарушение правил несения пограничной службы
1. Нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав пограничного наряда или исполняющим иные обязанности пограничной службы, если это деяние повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
2. То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Нарушение правил несения пограничной службы вследствие небрежного или недобросовестного к ним отношения, повлекшее тяжкие последствия, —
наказывается ограничением по военной службе на срок до двух лет, либо содержанием в дисциплинарной воинской части на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Комм. Петухов Н.А.
Комм. Хомчик В.В.
1. Порядок несения пограничной службы регулируется Законом РФ “О Государственной границе Российской Федерации” и другими нормативными актами принятыми на основании данного Закона.
2. В ч. 1 комментируемой статьи 1 предусмотрена уголовная ответственность, если нарушение правил несения пограничной службы повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.
Уголовно наказуемым нарушением правил несения пограничной службы может быть признано любое нарушение (сон во время несения службы, самовольный уход с места несения службы, незаконный пропуск через границу и т.п.), если оно повлекло или могло повлечь причинение вреда интересам безопасности государства.
Вред может выражаться в противоправном изменении прохождения Государственной границы, в нарушении юридическими или физическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, причинении вреда населению приграничной зоны в результате внешнего посягательства и т.п.
Возможность наступления вреда определяется в каждом конкретном случае, когда допущенные нарушения создали реальные предпосылки причинения вреда безопасности государства, но он не наступил, так как был предотвращен иными мерами, или мог реально наступить в случае посягательства на интересы безопасности государства. По каждому уголовному делу следует устанавливать причинную связь между допущенными нарушениями и наступившими последствиями или реальной возможностью их наступления.
3. В ч. 2 и 3 комментируемой статьи предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил несения пограничной службы, повлекшее тяжкие последствия.
Такие последствия могут быть сопряжены с реальным причинением существенного вреда безопасности государства (вооруженное нападение на военные и гражданские объекты, пропуск через границу контрабанды в крупных размерах, причинение существенного вреда боеготовности и боеспособности подразделения Пограничных войск, несущего пограничную службу, и т.п.).
4. Субъектами данного преступления являются военнослужащие Пограничных войск или органов федеральной пограничной службы, входящие в состав пограничного наряда или не входящие в таковой, но исполняющие иные обязанности пограничной службы, определенные законом или иным нормативным актом.
|
|