|
Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации
Статья 287. Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации
1. Неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации (документов, материалов), а также предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации, если эти деяния совершены должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ).
2. Те же деяния, совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 №162-ФЗ).
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;
б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) повлекли тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комм. Радченко В.И.
1. Объективная сторона данного состава преступления предполагает наличие следующих признаков:
а) неправомерный отказ в предоставлении информации, уклонение от предоставления информации или предоставление заведомо неполной либо ложной информации Совету Федерации Федерального Собрания РФ, Государственной Думе Федерального Собрания РФ или Счетной палате РФ;
б) вредные последствия, наступающие в результате перечисленных деяний. Такими последствиями можно считать, в частности, отсутствие у названных органов достоверной информации, несмотря на сделанные ими запросы, либо введение этих органов в заблуждение вследствие предоставления им заведомо неполной либо ложной информации;
в) причинная связь между указанными деяниями и наступившими последствиями.
Рассматриваемое преступление может быть совершено как путем действий (предоставление заведомо неполной либо ложной информации), так и бездействия (неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации).
2. В комментируемой статье не конкретизируется характер той информации (документов, материалов), которая должна быть предоставлена Федеральному Собранию Российской Федерации либо Счетной палате Российской Федерации. Требуемая этими органами информация (отчеты, справки, материалы проверок или служебных расследований и т.п.) может касаться различных вопросов, решение которых входит в компетенцию запрашиваемых органов и должностных лиц.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 11.01.1995 №4-ФЗ “О Счетной палате Российской Федерации”1 {СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 167.} все органы государственной власти в Российской Федерации, органы местного самоуправления, ЦБ РФ, предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, и их должностные лица обязаны предоставлять по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения ее деятельности.
При проведении ревизий и проверок Счетная палата получает от проверяемых предприятий, учреждений, организаций, банков и иных кредитно-финансовых учреждений всю необходимую документацию и информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию.
По требованию Счетной палаты ЦБ РФ, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов. Остальные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять по требованию Счетной палаты справки и копии документов по операциям и расчетам с ними.
3. На наш взгляд, совершение указанных в комментируемой статье деяний в отношении комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ либо в отношении отдельных членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы или аудиторов Счетной палаты РФ также образует рассматриваемый состав преступления, ибо указанные органы и должностные лица выступают в качестве представителей палат Федерального Собрания РФ либо Счетной палаты РФ.
4. Субъектом данного преступления может выступать должностное лицо, как осуществляющее постоянно, временно или по специальному полномочию функции представителя власти, таки выполняющее организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Причем таким должностным лицом может быть признано то лицо, на которое возложена обязанность по предоставлению информации в перечисленные в комментируемой статье государственные органы. Эта обязанность может быть возложена нормативным правовым актом, инструкцией, положением и т.п. При отсутствии такой обязанности ответственность должностного лица по рассматриваемой статье исключается.
5. Квалифицированным видом данного преступления является совершение его лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ. Повышенная ответственность этих должностных лиц за деяния, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, предусмотрена ввиду того, что неправомерный их отказ или уклонение от предоставления информации, а также предоставление ими заведомо неполной либо ложной информации сопряжены с наступлением тяжких последствий, которые затрагивают интересы широкого круга физических и юридических лиц в масштабах Российской Федерации либо субъекта РФ.
6. Другим квалифицированным видом данного преступления является совершение указанных в комментируемой статье деяний, если они:
а) сопряжены с сокрытием правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти;
б) совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
в) повлекли тяжкие последствия.
Перечисленные способы совершения преступления и его последствия могут иметь место как в результате неправомерного отказа в предоставлении или уклонения от предоставления информации, так и вследствие предоставления заведомо неполной или ложной информации.
Сокрытие правонарушений, совершенных должностными лицами органов государственной власти, т.е. законодательной, исполнительной или судебной власти в Российской Федерации либо в ее субъектах, может выражаться, в частности, в преднамеренном непредоставлении запрашиваемой информации о фактах злоупотребления должностными полномочиями либо их превышения в том или ином органе государственной власти, о фактах взяточничества, хищений и других правонарушений. Совершая это деяние, соответствующее должностное лицо преследует цель — не предавать огласке, скрыть факты имевших место правонарушений в органе государственной власти и тем самым ввести в заблуждение палаты Федерального Собрания РФ либо Счетную палату РФ относительно действительного положения.
Другим квалифицированным видом данного преступления является совершение его группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (см. коммент. к ст. 35). Отличительной особенностью этого преступления является то, что в составе указанных преступных групп обязательно участие должностного лица, названного в ч. 1 комментируемой статьи, которое выступает как в роли непосредственного исполнителя этого преступления, поскольку указанная в этой статье информация должна исходить именно от него, так и в роли его организатора.
Под тяжкими последствиями, указанными в п. “в” ч. 3 комментируемой статьи, понимаются такие последствия, которые наступили в результате перечисленных в ней деяний и выразились, например, в принятии Государственной Думой Федерального Собрания РФ такого законодательного акта, который основан на предоставленной ей заведомо неполной либо ложной информации и вследствие этого подлежит отмене.
7. Действия (бездействие), перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи, следует считать оконченным преступлением с момента неправомерного отказа в предоставлении информации(например, путем извещения палаты Федерального Собрания РФ либо Счетной палаты РФ об отсутствии запрашиваемых ими материалов, документов при фактическом их наличии) либо предоставлении заведомо неполной или ложной информации. В случае уклонения от предоставления указанной информации преступление считается оконченным с начала такого противоправного бездействия и длится вплоть до его пресечения.
8. Если предоставление должностным лицом заведомо ложной информации было сопряжено со служебным подлогом, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных комментируемой статьей и ст. 292 УК.
9. Указанные в комментируемой статье умышленные деяния совершаются только с прямым умыслом. При этом мотивами данного преступления могут быть те же побуждения, что и при совершении иных должностных преступлений.
|
|