|
Статья 85. Режим особых условий в исправительных учреждениях
Статья 85. Режим особых условий в исправительных учреждениях
1. В случаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного или военного положения, при массовых беспорядках, а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.
(Часть в ред. Федерального закона от 3 апреля 2006 г. №46-ФЗ.)
2. В период действия режима особых условий в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных, предусмотренных статьями 88—97 настоящего Кодекса, введены усиленный вариант охраны и надзора, особый порядок допуска на объекты, изменен распорядок дня, ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.
(Часть в ред. Федерального закона от 8 декабря 2003 г. №161-ФЗ.)
3. Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению руководителя Федеральной службы исполнения наказаний, либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации, согласованному с Генеральным прокурором Российской Федерации либо соответствующим прокурором. В исключительных случаях время действия режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток по основаниям, определенным частью первой настоящей статьи.
(Часть в ред. Федерального закона от 21 июля 1998 г. №117-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29 июня 2004 г. №58-ФЗ.)
4. В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, предусмотренные частью второй настоящей статьи, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае указанное должностное лицо в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.
Комм. Селиверстов В.И.
1. В ч.1 ст.85 УИК РФ предусмотрены события, при возникновении которых может быть введен режим особых условий.
Стихийными бедствиями обычно называют природные явления и процессы (землетрясения, извержения вулканов, наводнения, засухи, ураганы и т. п.), последствия которых носят катастрофический характер, с возможными человеческими жертвами и нанесением существенного материального ущерба.
Чрезвычайное положение означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий отдельные ограничения прав и свобод граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей (ст.1 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ “О чрезвычайном положении”).
Такое положение носит временный характер и вводится на всей территории России или в ее отдельных местностях. Оно преследует исключительно интересы обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя государства. О его введении Президент РФ немедленно сообщает Совету Федерации и Государственной Думе (ст.88 Конституции РФ).
Военное положение в соответствии с Конституцией РФ (ст.87) вводится Президентом на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственно угрозы агрессии. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. №1-ФКЗ “О военном положении”.
Массовые беспорядки — активные умышленные деяния большой группы людей, существенно нарушающие общественную безопасность. Особенностями этого преступления являются насилие, погромы, поджоги, уничтожение имущества, применение оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказание вооруженного сопротивления представителям власти (ст.212 УК РФ). Массовые беспорядки, как правило, парализуют нормальное функционирование органов власти и управления.
Массовые беспорядки в местах лишения свободы создают угрозу не только общественной безопасности, установленному законом порядку исполнения и отбывания наказания, но и жизни, здоровью осужденных и персонала исправительных учреждений.
Групповые неповиновения в отличие от массовых беспорядков проявляются главным образом в неактивных способах выражения осужденными своего недовольства или протеста: отказах от работы, приема пищи, соблюдения внутреннего распорядка исправительных учреждений и т.п.
2. Право принимать решение о введении режима особых условий в исправительных учреждениях ч.3 ст.85 УИК РФ предоставлено руководителю Федеральной службы исполнения наказаний либо начальнику территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Российской Федерации. Такое решение должно быть согласовано с Генеральным прокурором РФ либо с прокурором соответствующего субъекта.
В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц ч.4 ст.85 УИК РФ предусматривает порядок, когда начальник исправительного учреждения может самостоятельно ввести меры, предусмотренные ч.2 этой статьи. При этом он незамедлительно должен уведомить о принятом решении одного из указанных выше должностных лиц, которое в течение трех суток с момента получения уведомления принимает решение либо о введении режима особых условий, либо об отмене введенных мер. Основной целью применения такого рода мер должно быть создание условий для восстановления нормального функционирования исправительного учреждения.
3. Частью 3 ст.85 УИК РФ срок действия режима особых условий определен до 30 суток. Но в исключительных случаях это время может быть продлено дополнительно на 30 суток по основаниям, указанным в ч.1 этой статьи.
4. Режим особых условий выражается в применении ряда конкретных мер и действий, предусмотренных ч.2 ст.85 УИК РФ. Администрация исправительного учреждения в период действия этого режима вправе приостановить реализацию осужденными следующих предусмотренных УИК РФ прав:
— приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст.88);
— предоставление краткосрочных и длительных свиданий (ст.89);
— получение посылок, передач и бандеролей (ст.90);
— осуществление переписки, получение и отправление денежных переводов (ст.91);
— ведение телефонных разговоров (ст.92);
— осуществление прогулки (ст.93);
— просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач (ст.94);
— приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей (ст.95);
— передвижение без конвоя или сопровождения (ст.96);
— выезд за пределы исправительных учреждений (ст.97).
Кроме того, с введением режима особых условий в пенитенциарных учреждениях может быть ограничена деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных. Функциональные обязанности сотрудников определяются специально разработанным планом действий при чрезвычайных обстоятельствах.
5. Меры, применяемые при введении режима особых условий и влекущие за собой приостановление использования указанных в законе прав осужденных, а также ограничение деятельности администрации исправительных учреждений, должны осуществляться в тех пределах, в которых это требуется создавшимся положением.
Введение режима особых условий не может служить основанием для применения к осужденным жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
|
|