|
Статья 190. Ответственность условно осужденных
Статья 190. Ответственность условно осужденных
1. При уклонении условно осужденного от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, уголовно-исполнительная инспекция или командование воинской части предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения.
2. В случае неисполнения условно осужденным указанных в части четвертой статьи 188 настоящего Кодекса требований, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности возложения на условно осужденного других обязанностей, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части вносит в суд соответствующее представление.
3. При наличии достаточных оснований уголовно-исполнительной инспекцией или командованием воинской части в суд направляется представление о продлении испытательного срока.
4. В случае систематического или злостного неисполнения условно осужденным в течение испытательного срока возложенных на него судом обязанностей либо если условно осужденный скрылся от контроля, начальник уголовно-исполнительной инспекции или командование воинской части направляет в суд представление об отмене условного осуждения и исполнении наказания, назначенного приговором суда.
5. Систематическим неисполнением обязанностей являются совершение запрещенных или невыполнение предписанных условно осужденному действий более двух раз в течение года либо продолжительное (более 30 дней) неисполнение обязанностей, возложенных на него судом.
6. Скрывающимся от контроля признается условно осужденный, место нахождения которого не установлено в течение более 30 дней.
Комм. Филимонов О.В.
1. Комментируемая статья регламентирует порядок реализации ответственности условно осужденного, не выполняющего предписания суда о правомерном поведении в течение испытательного срока и выполнении определенных обязанностей (например, не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления; не посещать определенные места; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании; осуществлять материальную поддержку семьи).
Невыполнение условно осужденным вышеназванных предписаний может повлечь следующие правовые последствия: 1) возложение судом на условно осужденного дополнительных обязанностей; 2) продление испытательного срока; 3) отмену условного осуждения и исполнения назначенного приговором суда наказания. Каждая из этих мер может быть применена судом лишь при наличии соответствующего представления органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного. Поэтому комментируемая статья определяет основания направления в суд таких представлений.
2. Из текста комментируемой статьи (ч. 1, 2) следует, что представление о возложении дополнительных обязанностей или продлении испытательного срока условно осужденному может быть направлено УИИ или командованием воинской части в суд лишь при неоднократных нарушениях условно осужденным общественного порядка либо неоднократном неисполнении возложенных на него обязанностей и законных требований УИИ или командования воинской части. Такой вывод следует из указаний закона о том, что при нарушении условно осужденным возложенных на него обязанностей направлению представления в суд должно предшествовать письменное предупреждение условно осужденного о возможности отмены условного осуждения. Факты совершения административных правонарушений должны быть подтверждены соответствующими протоколами.
Сравнительный анализ норм уголовного и уголовно-исполнительного права показывает, что в случае совершения условно осужденным неосторожного преступления либо умышленного преступления небольшой тяжести вопрос об отмене условного осуждения, продлении испытательного срока или возложении на условно осужденного дополнительных обязанностей рассматривается судом по собственной инициативе и внесение соответствующего представления УИИ (командования воинской части) необязательно. При совершении преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления представления УИИ (командования воинской части) не требуется, поскольку условное осуждение отменяется в обязательном порядке.
3. Представление об отмене условного осуждения вносится УИИ или командованием воинской части, как указано в ч. 4 комментируемой статьи, в случаях: 1) систематического или злостного неисполнения условно осужденным возложенных на него судом обязанностей; 2) если условно осужденный скрылся от контроля. При этом понятие систематического неисполнения обязанностей раскрывается в ч. 5, а понятие скрывающегося от контроля условно осужденного — в ч. 6 комментируемой статьи. Понятие злостного неисполнения обязанностей в законе не раскрывается. Можно предположить, что злостность здесь рассматривается как синоним систематичности.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в ч.3 ст.74 УК РФ в качестве основания отмены условного осуждения названо лишь систематическое или злостное неисполнение условно осужденным возложенных на него судом обязанностей
и не упоминается о случаях, когда осужденный скрылся от контроля. Кроме того, ни в упомянутой уголовно-правовой норме, ни в ч. 4 комментируемой статьи не выделено в качестве основания отмены условного осуждения систематическое совершение условно осужденным административных правонарушений в течение испытательного срока. Представляется, что в этих случаях имеет место некоторое несовершенство закона, прежде всего уголовного.
|
|