Статья 110. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы


Статья 110. Основные формы и методы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы
       1. В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
       2. Воспитательная работа с осужденными организуется дифференцированно с учетом вида исправительного учреждения, срока наказания, условий содержания в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.
       3. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Комм. Зубков А.И.

       1. В ранее действовавшем законодательстве (ст. 44 ИТК) в качестве форм воспитательного воздействия на осужденных выступали: трудовые соревнования; разъяснение законодательства; агитационная и пропагандистская работа; культурно-массовая и физкультурно-спортивная работа; индивидуальная работа. В комментируемой статье речь идет по существу о направлениях воспитательной работы: нравственном, правовом, трудовом и физическом воспитании. Каждое из этих направлений имеет свое специфическое содержание.
       Наиболее значимым является нравственное воспитание осужденных, оно имеет свои давние исторические корни и традиции. Нравственное воспитание осужденного в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается как процесс формирования личности осужденного, его жизненной позиции. Воспитание положительной жизненной позиции осужденного является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и приводит осужденного к преступлению. В обществе наряду с правовыми нормами действуют и нравственные, которые выражаются в обычаях, народных традициях, религиозных представлениях и т.д. Моральные требования общества, обращенные к личности, проявляются в форме идеалов, принципов и правил поведения, в традициях, устоях, нормах общения в быту и труде, различных видах общественной деятельности. Структура индивидуального нравственного сознания состоит из знания моральных принципов и норм, этических представлений о совести, уважении, достоинстве, дружбе, справедливости и др., его нравственных идеалов, убеждений, чувств и переживаний1 {См.: Исправительная (пенитенциарная) педагогика / Под ред. А. И. Зубкова и М. П. Стуровой. Рязань, 1993; Зубков А. И. Основные пути и средства нравственного и эстетического воспитания несовершеннолетних в воспитательно-трудовых колониях. М., 1982.}.
       Правовое воспитание призвано формировать правопослушную личность на основе усвоения требований закона и норм человеческого общежития. Оно предполагает формирование у осужденных правосознания — необходимости неукоснительно следовать требованиям и предписаниям правовых норм. В этом деле широко и повсеместно используются такие формы, как лекции и беседы на правовые темы, юридические консультации, проведение открытых судебных заседаний по рассмотрению различного рода дел непосредственно в ИУ, приемы осужденных по личным вопросам и т. п.
       Трудовое воспитание — одно из наиболее действенных направлений воспитательной работы в условиях изоляции преступника и существенного ограничения использования его способностей, физических и профессиональных возможностей. Оно предполагает формирование у осужденных психологической готовности к труду. Кроме того, оно призвано учитывать прежде всего физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование1 {См.: Зубков А. И. Трудовое перевоспитание заключенных в советских ИТУ и его правовое регулирование. Томск, 1970; Он же. Социально-правовые и организационные проблемы труда осужденных к лишению свободы. Рязань, 1980.}.
       Физическое воспитание направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья осужденных. Основными его формами являются ежедневная физическая зарядка, различные спортивные кружки и соревнования. Для его осуществления в ИУ развернута разнообразная сеть спортивных сооружений.
       2. Проблема применения тех или иных методов воздействия на осужденных на практике и в науке всегда была достаточно дискуссионной. В 70-х гг. XX в. шел острый спор по вопросу приоритета коллективных и индивидуальных методов воздействия: одни признавали приоритет лишь коллективных методов воздействия, другие — индивидуальных. Истина оказалась, как всегда, посередине: важны оба метода, и в зависимости от педагогической ситуации на первое место может выходить тот или иной метод. В этом отношении был интересен проводившийся эксперимент по отработке в ИУ строго регламентированного внутреннего распорядка, сочетавшего в себе оба вышеуказанных метода2 {См.: Зубков А. И., Дорофеев Н. К. Строго регламентированный внутренний распорядок ИТУ и его реализация. Томск, 1972.}.
       Индивидуальная работа включает в себя изучение состава осужденных, их классификацию, выявление личностных качеств, степени разрушенности социально-полезных связей и др. Основным источником получения таких сведений выступают личные дела осужденных, характер их переписки, беседы с ними и др. В содержание индивидуальной работы входит: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; применение типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящихся к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестования осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной, досрочному погашению исков; подготовка осужденных к освобождению и т.д.
       Законодатель ведет речь о групповых и массовых формах воспитательной работы с осужденными, не указывая на их содержание. По всей вероятности, эти отличия весьма условны, ибо одна и та же форма может быть названа и групповой и массовой формой работы, независимо от численности охваченных ею осужденных. Теория и практика за многие годы функционирования ИУ выработали, апробировали и закрепили следующие формы групповой и массовой воспитательной работы: собрания осужденных; лекции, доклады, беседы; диспуты, тематические и литературные вечера; вечера вопросов и ответов по различной тематике; викторины, киновикторины, радиолектории; многотиражные и стенные газеты и др.
       3. Необходимым условием проведения и повышения эффективности воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы является кадровое и методическое ее обеспечение, наличие материально-технической базы, способной хотя бы в минимальной мере создать условия занятости осужденных полезными делами в свободное от работы и иных занятий время, удовлетворить их запросы в интеллектуальной сфере. В области организации воспитательной работы непосредственно заняты около 8 тыс. начальников отрядов, немногим более 700 заместителей начальников ИК по воспитательной работе и свыше 500 старших инструкторов. Учебные заведения ФСИН наряду с традиционными специалистами готовят еще и социальных работников. Кроме того, в штате каждого ИУ имеется психолог или психологическая служба. Состояние материальной базы воспитательной работы в современных условиях характеризуют следующие показатели: почти во всех учреждениях УИС функционируют клубы для осужденных, многие из которых по уровню организации и технической оснащенности не только не отличаются, но иногда даже превосходят работу территориальных гражданских клубов. В учреждениях УИС организована работа 1272 библиотек, книжный фонд которых насчитывает более 3 млн. экземпляров различного рода изданий. Для осужденных издается 48 многотиражных газет общим тиражом более 112 тыс. экземпляров. Почти 65% отрядов ИК и ВК располагают комнатами отдыха и проведения воспитательной работы с осужденными.
       Организация воспитательной работы в отряде осужденных ИУ детально регламентирована Положением об отряде осужденных ИУ, утвержденным приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. №259.




Поддержите культуру
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку

Google
 
Web azdesign.ru az-libr.ru

<<< Пред. Оглавление
Начало раздела
След. >>>

П е р с о н а л и и    б и б л и о т е к и
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

Дата последнего изменения:
Wednesday, 06-Nov-2013 08:32:24 UTC