|
Конституция РФ, Статья 75
Статья 75
1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе.
Комм. Крылов Б.С.
Содержание этой статьи направлено на регулирование рада важнейших вопросов денежно-финансовой системы в Российской Федерации.
В ч.1 данной статьи установлено, что денежной единицей в Российской Федерации является рубль, право эмиссии которого, т.е. право выпуска денежных средств в обращение, принадлежит только Центральному банку Российской Федерации.
Это положение ст.75 следует рассматривать в связи с п.«ж» ст.71 Конституции, которым денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. Как представляется, понятие денежной эмиссии включает не только выпуск денежных знаков, но и установление объема находящихся в обороте денег.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.
Поскольку рубль — официальная денежная единица, все расчеты и платежи в государстве проводятся только либо в рублях, либо с применением рубля в качестве единого денежного эквивалента. Именно таким образом оценивается стоимость товаров и услуг, взимаются налоги и сборы, проводятся расчеты при составлении бюджетов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления.
Прием платежей на территории Российской Федерации осуществляется путем, как наличных, так и безналичных расчетов, выраженных в рублях. В период стабилизации российской экономики указами Президента Российской Федерации, например Указом от 14 июня 1992г. «О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения», постановлениями Правительства Российской Федерации и изданными в соответствии с ними актами Центрального банка Российской Федерации установлены некоторые ограничения на расчеты юридических лиц наличными деньгами.
Случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке. Закон о валютном регулировании в Российской Федерации был принят в 1992г.
Существенное значение для стабилизации денежной системы, как и экономической ситуации в стране в целом, имеет указание в п.1 комментируемой статьи о недопустимости в Российской Федерации введения и эмиссии каких-либо других денег, кроме рубля. Это определяет не только особое значение Центрального банка Российской Федерации в банковской системе страны, но и полномочия государственных банков, созданных в ряде субъектов Российской Федерации, поскольку последние лишены права выпуска любых своего рода «местных» денег. Естественно, что является противозаконным и выпуск каких-либо знаков оплаты, выполняющих функцию денег, любыми другими Организациями.
В ч.2 ст.75 Конституции установлено, что основной функцией Центрального банка Российской Федерации являются защита и обеспечение устойчивости рубля, что достигается целой совокупностью мер. Среди них следует особо обратить внимание на то, что Центральному банку Российской Федерации принадлежит право регулировать объем находящейся в обращении в нашей стране денежной массы, что способствует поддержанию покупательной способности рубля. Регулирование достигается чаще всего установлением Центральным банком учетных ставок при выдаче кредитов, определением валютных и рублевых нормативов для коммерческих банков и установлением в них минимума обязательных резервов. Закон «О банках и банковской деятельности в РСФСР», регулирующий банковскую деятельность, действует в редакции 1996г.
Средством обеспечения курса рубля является также регулирование отношения рубля к иностранной валюте. Для этого Центральный банк Российской Федерации использует в необходимых случаях свои резервы иностранной валюты на межбанковских торгах, а также обеспечивает так называемый «валютный коридор», т.е. гарантирует допустимые пределы колебания курса иностранной валюты по отношению к рублю. Официальный курс иностранных валют, выраженный в рублях, еженедельно публикуется Центральным банком Российской Федерации в печати и официальных изданиях.
Защита рубля обеспечивается и такими мерами, как выпуск денежных купюр, обладающих «средствами защиты», т.е. признаками, позволяющими избежать их подделки фальшивомонетчиками. Средством защиты рубля является установление признаков платежности денежных знаков, а также изъятие из обращения поврежденных и ветхих денежных купюр и пр.
Следует подчеркнуть, что в соответствии с Конституцией Центральный банк Российской Федерации осуществляет свою основную функцию — защиту и обеспечение устойчивости рубля — независимо от других органов государственной власти. Это означает, что оперативная деятельность Центрального банка Российской Федерации осуществляется им самостоятельно и вмешательство в нее других государственных органов недопустимо.
Закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» был издан в 1990г. и действует в редакции 1995г. (27 декабря 1995г., No.210-ФЗ).
Надо обратить внимание на то, что в целях гарантии независимости Центрального банка Российской Федерации Конституция установила весьма сложный порядок назначения на должность и освобождения от должности Председателя Центрального банка. В соответствии с п.«г» ст.83 кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка в Государственную Думу представляет Президент Российской Федерации. Он же ставит перед Государственной Думой и вопрос об освобождении Председателя Центрального банка от должности. Само же назначение на должность и освобождение от должности производятся Государственной Думой (п.«в» ст.103 Конституции).
Часть 3 ст.75 Конституции, в соответствии с которой система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, следует рассматривать с учетом п.«ж» и «з» ст.71 и п.«и» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации. В них указано, что общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Что же касается установления основ федеральной политики и федеральных программ в области экономического развития Российской Федерации и установления финансового регулирования, то они отнесены Конституцией к ведению Российской Федерации.
Некоторые исследователи отмечают, что такое распределение в Конституции предметов ведения ограничивает возможность разграничения предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в сфере налогообложения и сборов, а также возможность их разграничения посредством договоров, предусмотренных в ч.3 ст.11 Конституции. С этим едва ли можно согласиться, поскольку общие принципы налогообложения и сборов Российской Федерации отнесены как раз к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Следовательно, федеральный закон может предусмотреть, что определенные элементы налогов и сборов могут распределяться между Федерацией и субъектами на основе договоров между ними.
Часть 4 комментируемой статьи посвящена государственным займам. Они могут выпускаться как Российской федерацией, так и субъектами Российской Федерации и представляют собой разновидность кредитных отношений, в которых, с одной стороны, государство (Российская Федерация или субъект Российской федерации), а с другой стороны, физические и юридические лица взаимно принимают на себя обязательства. Государство, равно как и другие участники отношений по займу, должно выполнять принятые на себя обязательства в соответствии с требованиями гл.23 «Обеспечение исполнения обязательств» Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как правило, займы выпускаются на определенный срок и под установленные проценты. Важно отметить, что государственные займы, в том числе и займы субъектов Федерации, выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом.
В тексте ч.4 ст.75 специально обусловливается также, что государственные займы размещаются на добровольной основе, что означает запрещение органам государства в какой бы то ни было форме обязывать заимодавцев приобретать заемные обязательства.
|
|