|
Конституция РФ, Статья 74
Статья 74
1. На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Комм. Агапов А.Б.
При толковании ч.1 ст.74 Конституции следует учитывать положения ч.1 ст.8 Конституции России, которыми закреплены единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Федерации. В ч.1 ст.74 эта норма Конституции конкретизируется применительно к федеративному устройству России. Именно с целью укрепления федеративных основ российской государственности Конституцией запрещено создание препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории России. Закрепление этой нормы во многом обусловлено тем, что в 1990—1992гг. в отдельных субъектах Федерации проявились тенденции сепаратизма в экономической сфере, что негативно сказывалось на формировании единого экономического пространства в России.
В истолковании ч.1 комментируемой статьи важно отметить, что Конституция не запрещает установления пошлин и сборов вообще. Полномочия в сфере таможенного регулирования, в частности, относятся к ведению Российской Федерации (см. п.«ж» ст.71), а установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации отнесено к совместному ведению Федерации и субъектов в ее составе (п.«и» ч.1 ст.72). Конституция также предоставляет органам местного самоуправления право устанавливать местные налоги и сборы (ч.1 ст.132).
Таким образом, согласно ч.1 ст.74, запрещается устанавливать только те пошлины и сборы, а также таможенные границы, которые препятствуют свободному передвижению товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Федерации.
Обеспечение единства экономического пространства Российской Федерации невозможно без свободного обмена товарами и финансовыми средствами, воплощенными в нематериальной форме. Именно поэтому законодатель упоминает в ч.1 ст.74 категорию «услуга», представляющую собой результат производительного труда в сфере экономической деятельности.
Следует отметить, что в данной статье под финансовыми средствами имеются в виду не только денежные знаки, но и документы, подтверждающие безналичное перемещение денежных средств. Последние представляют собой важнейшую форму финансовых отношений в сфере банковской и иной коммерческой деятельности.
Указанное в ч.1 ст.74 понятие «таможенная граница» тесно связано с понятием «таможенная территория», закрепленным ст.3 Таможенного кодекса Российской Федерации, принятого 18 июня 1993г. Таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с кодексом составляют сухопутная территория Российской Федерации, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними.
Таможенная территория Российской Федерации включает в себя также находящиеся в морской исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела.
Исходя из этого, на территории Российской Федерации могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады, находящиеся вне таможенной территории Российской Федерации. Таможенная граница в соответствии с Таможенным кодексом определяет пределы таможенной территории Российской Федерации. Она может также проходить по периметру свободных таможенных зон и свободных складов.
Установление иных таможенных границ на территории Российской Федерации, как указано в Конституции, не допускается.
Часть 2 ст.74 Конституции предусматривает возможность ограничения перемещения товаров и услуг (но не финансовых средств) на территории Российской Федерации. Эти ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом и лишь, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Поскольку перечень этих оснований приведен в Конституции, он не может быть расширен.
Часть 2 ст.74 следует рассматривать в связи с ч.3 ст.55 Конституции. В последнем установлена возможность ограничения прав и свобод человека в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Часть 2 ст.74 предусматривает в основном идентичные правовые основания для ограничения перемещения товаров и услуг. В соответствии с ним такие ограничения возможны, «если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей».
Целесообразность и необходимость ограничения перемещения товаров и услуг могут быть обусловлены экстремальными ситуациями, требующими введения особых методов правового регулирования. К ним относятся стихийные бедствия, вызванные объективными (природными) или субъективными факторами; различные природные бедствия (землетрясения, наводнения и др.) и чрезвычайные ситуации, обусловленные вмешательством человека, например эпидемии и эпизоотии, превышение радиационного фона вследствие тех или иных нарушений функционирования системы атомной энергетики.
Закрепление в ч.2 ст.74 принципа свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в пределах единого экономического пространства Российской Федерации непосредственно связано с регламентацией некоторых конституционных прав и свобод человека, прежде всего, права частной собственности. В данном случае перемещение товаров, услуг и финансовых средств следует рассматривать как метод реализации права собственности в полном объеме либо отдельных правомочий собственника — права владения, пользования и распоряжения.
Таким образом, ограничения, установленные ч.2 ст.74, следует расценивать как превентивную меру, содействующую защите прав и свобод человека и гражданина и общегосударственных интересов.
|
|