|
КОММЕНТАРИИ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТИ ПЕРВОЙ
Статья 119. Изменение устава и ликвидация фонда
1. Устав фонда может быть изменен органами фонда, если уставом предусмотрена возможность его изменения в таком порядке.
Если сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые было невозможно предвидеть при учреждении фонда, а возможность изменения устава в нем не предусмотрена либо устав не изменяется уполномоченными лицами, право внесения изменений принадлежит суду по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.
2. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
3) в случае уклонений фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
4) в других случаях, предусмотренных законом.
3. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.
комм. Кудрявцева Г.А.
1. Нормы, изложенные в п.1 комментируемой статьи, регулируют порядок изменения устава фонда с учетом особенностей фондов как юридических лиц. Устав фонда может быть изменен органами фонда, но при условии, если уставом фонда предусмотрена возможность его изменения в таком порядке. Какой конкретно орган фонда пользуется правом внесения таких изменений, ГК не определяет. В соответствии со ст.29 Закона о некоммерческих организациях изменение устава фонда относится к компетенции высшего органа управления фонда — съезда (конференции), общего собрания.
Абзац 2 п.1 комментируемой статьи устанавливает судебный порядок внесения изменений в устав фонда. Для этого предусмотрены следующие Условия: 1) если возможность изменения, устава в нем не предусмотрена, хотя сохранение устава в неизменном виде влечет последствия, которые невозможно было предвидеть при учреждении фонда; 2) если устав не изменяется, хотя такая необходимость имеется. В комментируемой статье не указано, каким конкретно органам фонда дано право подачи заявления в суд. Этот вопрос должен регулироваться уставом фонда.
Устанавливая право суда на внесение изменений в устав фонда по заявлению органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью, комментируемая статья не конкретизирует, какой орган имеется в виду под органом, уполномоченным осуществлять надзор за деятельностью фонда. Основными органами надзора за деятельностью фонда являются попечительские советы и прокуратура. Контрольно-надзорные функции осуществляют также органы, регистрирующие фонды и налоговые органы.
Изменения, внесенные в устав фонда, подлежат регистрации в том же порядке, что и устав при регистрации фонда.
2. В качестве обязательного правила п.2 комментируемой статьи предусматривает судебный порядок ликвидации фондов. Это правило исключает возможность ликвидации общественных фондов в добровольном порядке (по решению съезда, конференции или общего собрания), предусмотренную Законом об общественных объединениях.
В п.2 комментируемой статьи перечисляются три случая, когда фонд может быть ликвидирован. Однако комментируемая статья не ограничивает возможность ликвидации фондов в судебном порядке только перечисленными случаями, поскольку признает и наличие других случаев такой ликвидации, если они будут предусмотрены отдельными законами.
Помимо перечисленных в комментируемой статье оснований для ликвидации фондов ГК установил ликвидацию фондов в случае признания в судебном порядке фонда несостоятельным, т.е. банкротом. Таким образом, ГК расширил применение банкротства. Если ранее банкротство применялось только к коммерческим организациям, прежде всего к предприятиям, то ГК предоставил право признания банкротами и фондов.
В соответствии со ст.65 ГК наряду с юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и юридические лица, действующие в форме благотворительного и иного фонда, если они не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Данное положение подтверждает и п.2 ст.1 Закона о несостоятельности (банкротстве).
В то же время необходимо обратить внимание на имеющееся несоответствие между комментируемой статьей, устанавливающей ликвидацию фонда только в судебном порядке, и п.2 ст.65 ГК, допускающим ликвидацию фонда и в добровольном порядке на основании совместного с кредиторами решения об объявлении банкротства. Никаких оговорок относительно неприменения этой нормы к фондам названная норма не делает
Приведенные нормы подвергают сомнению императивную норму ст.119 ГК о том, что решение о ликвидации фонда может принять только суд.
Особенности ликвидации в судебном порядке общественных фондов установлены Законом об общественных объединениях.
Ликвидация фонда считается завершенной, а фонд прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
3. Вопрос об использовании имущества фонда, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, в случае его ликвидации должен решаться в уставе фонда с учетом реализации целей фонда. Если в уставе отсутствуют соответствующие статьи, то этот вопрос решает высший орган управления фонда, а в спорных случаях — суд. Если фонд был ликвидирован по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» {СЗ РФ. 2002. №30. Ст.30}, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит обращению в собственность Российской Федерации. Решение об этом выносит суд одновременно с решением о ликвидации фонда. Ликвидация фонда осуществляется в порядке, установленном ст.61—64 ГК.
|
|