Статья 20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спораСтатья 20.26. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора 1. Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом, — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда. 2. Организация действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда. Комм. Соловей Ю.П. Комм. Цуканов Н.Н. Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности личности и общества, в том числе охраны жизни и здоровья людей, создания условий для нормального функционирования средств жизнеобеспечения населения. Порядок разрешения коллективного или индивидуального трудового спора устанавливается трудовым законодательством, например, Федеральным законом от 23 ноября 1995г. №175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров». Согласно статье 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора. Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях. Самовольное, т.е. противоправное прекращение работы либо оставление места работы в общем порядке влечет применение мер дисциплинарной, а в некоторых случаях — и уголовной ответственности. Данное правило в полной мере относится к работникам и служащим, которым законодательно запрещено проведение забастовок (например, государственные либо муниципальные служащие). В случаях же, когда работу самовольно прекращают лица, обеспечивающие безопасность соответствующего вида деятельности для населения, создается угроза общественной безопасности, и возникает необходимость в применении мер административной ответственности. Трудовой кодекс РФ определяет обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе проведения забастовки, а также основания для признания забастовки незаконной. Согласно статье 412 Трудового кодекса РФ работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Перечень минимума необходимых работ (услуг) в организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, по согласованию с соответствующим общероссийским профессиональным союзом. В случае если в отрасли (подотрасли) экономики действуют несколько общероссийских профессиональных союзов, перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается по согласованию со всеми действующими в отрасли (подотрасли) экономики общероссийскими профессиональными союзами. Порядок разработки и утверждения перечня минимума необходимых работ (услуг) определяется Правительством РФ (см., например, постановление Правительства РФ от 17 декабря 2002г. №901 «О порядке разработки и утверждения минимума необходимых работ (услуг) в отрасли (подотрасли) экономики, обеспечиваемых в период проведения забастовок в организациях, филиалах и представительствах»). Включение вида работ (услуг) в минимум необходимых работ (услуг) должно быть мотивировано вероятностью причинения вреда здоровью или угрозой жизни граждан. Статья 413 Трудового кодекса РФ определяет случаи, когда забастовки вообще не допускаются: — в периоды введения военного или чрезвычайного положения либо особых мер в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении; в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обеспечения обороны страны, безопасности государства, аварийно-спасательных, поисково-спасательных, противопожарных работ, предупреждения или ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях скорой и неотложной медицинской помощи; — в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей. Лица, занятые в сфере осуществления перечисленных работ и услуг, не имеют права на участие в забастовке в форме прекращения работы либо оставления места работы. Их деятельность связывается законом с обеспечением безопасности соответствующего вида деятельности для населения, поэтому нарушение данного запрета представляет собой объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 комментируемой статьи. Правонарушение совершается путем действия (уход с работы) или бездействия (виновный находится на рабочем месте, но прекратил работу). Состав правонарушения формальный. Наступление общественно опасных последствий может влечь уголовную ответственность. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 2 комментируемой статьи, выражается в том, что виновный проводит подготовительную, организационную, пропагандистскую и иную работу, результатом которой стали действия (бездействие), предусмотренные частью 1 комментируемой статьи, а также руководство такими действиями (бездействием). Правонарушение окончено с момента противоправного прекращения работы. Субъектом правонарушения являются физические, вменяемые лица, трудовая деятельность которых связана с обеспечением безопасности соответствующего вида деятельности для населения. С субъективной стороны правонарушения характеризуются прямым умыслом. Дела о правонарушениях возбуждаются прокурором, а рассматриваются судьями. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |