Статья 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недрСтатья 8.10. Нарушение требований по рациональному использованию недр 1. Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых, приводящая к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых, разубоживание полезных ископаемых, а равно иное нерациональное использование недр, ведущее к сверхнормативным потерям при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от шестисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда. 2. Невыполнение требований по проведению маркшейдерских работ, приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей природной среды, либо требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от восьмисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда. Комм. Клоков Е.А. Непосредственным объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются отношения в области рационального использования недр. В соответствии со статьей 23 Закона РФ «О недрах» основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Предметом административных правонарушений являются недра (см. комментарий к ст.8.9 КоАП РФ). Объективная сторона правонарушений, предусмотренных частью 1 комментируемой статьи, заключается в: 1) выборочной (внепроектной) отработке месторождений полезных ископаемых; 2) разубоживании полезных ископаемых; 3) ином нерациональном использовании недр при добыче полезных ископаемых или при переработке минерального сырья. Предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, выдаваемой Федеральным агентством по недропользованию, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Разработка месторождений полезных ископаемых и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляются в соответствии с техническими проектами. Выборочная (внепроектная) отработка месторождений полезных ископаемых предполагает, что пользователь недр в нарушение проекта по добыче полезных ископаемых извлекает из недр только некоторые из основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов. Разубоживание представляет собой изменение (снижение) содержания полезных компонентов в добытом из недр полезном ископаемом по сравнению с содержанием их в запасах в недрах вследствие примешивания к ним пород в технологическом процессе добычи полезного ископаемого. Иное нерациональное использование недр может выражаться в действиях (бездействии), приводящих к потерям полезных ископаемых, добытых и направленных в породные отвалы, оставленных (потерянных) в местах складирования, погрузки и на транспортных путях технологического цикла горного производства, а также потерям попутного (растворенного) газа при добыче нефти. Обязательным условием административной ответственности по части 1 комментируемой статьи является наступление в результате совершенных действий либо бездействия вредных последствий (необоснованные или сверхнормативные потери полезных ископаемых). Так, потеря полезных ископаемых будет являться необоснованной, если не извлечены так называемые балансовые запасы полезных ископаемых. Таковыми являются запасы, извлечение которых на момент оценки согласно технико-экономическим расчетам экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при использовании техники и технологии добычи и переработки сырья, обеспечивающих соблюдение требований по рациональному использованию недр и охране окружающей среды (п.5.1 Классификации запасов месторождений и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых, утвержденной приказом Минприроды от 7 марта 1997г. №40). Под сверхнормативными потерями понимается превышение фактических потерь над нормативными потерями полезного ископаемого при добыче, определяемые по выемочной единице. Нормативы потерь полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ в соответствии с п.2 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001г. №921. Объективная сторона правонарушений, предусмотренных частью 2 комментируемой статьи, заключается в невыполнении требований по: 1) проведению маркшейдерских работ; 2) приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспечивающее безопасность населения и окружающей природной среды; 3) сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации. Маркшейдерские работы включают в себя: пространственно-геометрические измерения горных разработок и подземных сооружений, определение их параметров, местоположения и соответствия проектной документации; наблюдение за состоянием горных отводов и обоснование их границ; ведение горной графической документации; учет и обоснование объемов горных разработок; определение опасных зон и мер охраны горных разработок, зданий, сооружений и природных объектов от воздействия работ, связанных с пользованием недрами (п.2 Положения о лицензировании деятельности по производству маркшейдерских работ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 июня 2002г. №382). При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации — также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Перечни обязательных мероприятий, которые должны быть проведены при консервации и ликвидации горных выработок и буровых скважин, содержатся в Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 2 июня 1999г. №33, и Инструкции о порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов, утвержденной постановлением Госгортехнадзора России от 22 мая 2002г. №22. Если в результате совершенных действий (бездействия) причинен значительный ущерб, то лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности по статье 255 Уголовного кодекса РФ. Субъектами правонарушений, предусмотренных частью 1 комментируемой статьи, являются граждане, должностные лица (см. комментарий к ст.8.9 КоАП РФ) и юридические лица, а предусмотренных частью 2 — только должностные лица и юридические лица. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности, однако для квалификации деяния форма вины значения не имеет. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 комментируемой статьи, рассматривают должностные лица органов, осуществляющих государственный геологический контроль, органов, уполномоченных в сфере горного и промышленного надзора, а предусмотренных частью 2, — должностные лица органов, уполномоченных в сфере горного и промышленного надзора. Протоколы о совершении данных административных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов. |
|
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Дата последнего изменения: |