Ясенский Виктор Яковлевич
|
Другие персоны с фамилией Ясенский
Другие персоны с именем Виктор Кто родился в этот день 17.07 Кто родился в этот год 1901 |
[17.7.1901, местечко Климентов Радомской губ., Польша — 20.10.1941, в заключении]
— прозаик, поэт.
Русское имя возникло после переезда в СССР в 1929. Родился в семье врача, отец лечил крестьян
преимущественно без оплаты и в округе прослыл чудаком. Ясенский печатался с 1918. Окончил
Краковский университет. Первый сборник стихов на польском языке — «Сапог в петлице». В 1922
начинает переводить стихи В.Маяковского и С.Есенина. В поэме «Песня о голоде» (1922) призывает к
социальной революции. В 1924 издает сборник стихов «Земля влево», становится литературным
редактором львовской коммунистической газете «Народная трибуна», переводит на польский язык
В.И.Ленина, произведения В.Маяковского, И.Эренбурга, Б.Пильняка, А.Мариенгофа, печатает их в
«Рабочей трибуне». Публикуетво Львове свою первую повесть «Ночи Изольды Морган».
Был связан с польским авангардизмом и футуризмом, от футуристических стихов эволюционировал к
«скупой простоте» народной эпопеи «Слово о Якубе Шеле». Эта поэма посвящена крестьянскому
восстанию в Галиции в 1846, но она перекликалась с современной польской действительностью. Героика
крестьянского восстания передана в стихах ритмически разнообразных и богато инструментованных, при
этом красочность и много-звучность образов обусловлены самой сущностью произведения, драматизмом
народного движения. С народной поэзией органично созвучны и оригинальные сравнения автора,
например: «И, как черных злой арендатор, / Заграбастает землю закат». По мнению А.Гидаша, «Слово о
Якубе Шеле» «смело можно считать вершиной» поэтического творчества Ясенского, «одним из
прекраснейших творений польской поэзии» (Слово о Якубе Шеле. М., 1962. с.9). Поэма в 1926 была
завершена и затемиздана во Франции.
После прихода к власти в Польше Пилсудского и разгрома «Рабочей трибуны» Ясенский в 1925 был
вынужден эмигрировать во Францию. В Париже, будучи рабочим автозавода, вступает во Французскую
коммунистическую партию, организует рабочий театр, собирает материал для романа о жизни польских
горняков во Франции. На подмостках французских рабочих театров десятки раз ставится и пользуется
большим успехом пьеса Ясенского «Галицийская жакерия». Ясенский пишет стихи: «Город» (1921), «Марш
краковских повстанцев» (1923), «Марсельеза» (1924), «Заложники», «Французским пролетариям» (1927) и
др. В ответ на антисоветский памфлет П.Морана «Я жгу Москву» Ясенский за 3 месяца создает свой
первый «международный» роман «Я жгу Париж». Его публикация в газете «Юманите» явилась поводом для
высылки автора из Франции, он был арестован и в наручниках доставлен на границу. Вернулся во
Францию нелегально и был арестован снова.
22 мая 1929 по приглашению советского правительства приехал в СССР, который стал его второй
родиной, где роман «Я жгу Париж» уже был издан необычайно большим по тому времени тиражом в 140000
экземпляров.
Уже в начале пути Ясенский тяготел к международной, глобальной тематике, он обладал удивительной
способностью усваивать языки, осваивать национальные культуры различных народов, писал по-польски,
по-французски и по-русски, переводил с немецкого, протестовал против разгрома украинских школ и
культурных организаций в Польше, имел отношение к процессам развития белорусской литературы,
пропагандировал культуру Таджикистана. В Москве Ясенский редактирует польский журнал «Культура
масс», в 1930 на Всемирном конгрессе революционных писателей в Харькове избран редактором журнала
«Интернациональная литература».
С 1930 пишет на русском языке, печатает статьи в «Правде», «Известиях», «Литературная газета»,
журнал «Новый мир», «Октябрь» и др. На русском языке пишет стихи «Пролог к поэме», «Песня рабочих
заводов Шнейдер-Крезо», «Железные крыши и окна квартир...», «Тост». В этих стихах «поют голубые
арыки Ташкента», «плещется ночью беспечный Тифлис», автор вспоминает «отчаянный город —
Владивосток», «город лихой и чубатый наш Киев», «любимый журчащий мой Сталинабад», он
свидетельствует: «В Советской стране каждый камень мне дорог. / По ней исходил я немало дорог...»
В 1931 Ясенский написал пьесу-гротеск на современную западную социал-демократию «Бал манекенов». В
1932 выпустил в Москве драматическую поэму «Галицийская жакерия», которая ставилась во Франции. В
Москве был инсценирован роман «Я жгу Париж». Ясенский работал в Оргкомитете по подготовке I съезда
советских писателей, был его делегатом, затем стал членом правления СП СССР. Принимая участие в
поездках по стране, в 1930 в первый раз прилетел в Среднюю Азию как член правительственной комиссии
по размежеванию Таджикистана и Узбекистана.
В составе делегации Таджикистана участвовал в работе VIII Чрезвычайного съезда Советов.
Таджикистан вдохновил Ясенского на создание его наиболее значительного произведения — романа
«Человек меняет кожу» (1932-33). Автор увлечен своеобразием жизни восточной республики, по его
словам, «советское среднеазиатское солнце имеет весьма целебные свойства». В событиях этого романа
находит воплощение страстное желание его автора «сегодня, а не завтра изменять мир». Автор захвачен
пафосом строительства в пустыне, он прослеживает эволюцию первого таджикского инженера Уртабаева,
рост Керима, который становится вожаком комсомольцев и героем стройки. Важным
идейно-психологическим открытием Ясенского явились и образы зарубежных инженеров (американец
Кларк и др.), которые, приехав учить, учатся сами — ударным темпам стройки у новатора Уртабаева.
Роман сложен по композиции. Это роман-диспут, он обильно насыщен идеологической полемикой, в
повествование включены документы, присутствуют элементы детективного жанра. Роман написан с
глубоким проникновением в особенности жизни Таджикистана, восточный колорит точно и органично
передан в национальных чертах героев. Немаловажную роль в архитектонике романа играет и насыщение
текста восточными афоризмами, поговорками, преданиями. Образный строй метафоричен, насыщен
впечатляющими сравнениями, например, поезд ползет, «будто изрезанный на куски дождевой червь»,
экскаваторы на краю котлована, «вытянув шеи, удивленно заглядывали вниз». В прозаический текст
своеобразно и ненавязчиво входят стихи, структурно в тексте не выделяемые, например: «Поезда идут на
север средь седых слегка лесов. Поезда идут на запад. Поезда идут на юг. Поезда вращают землю, точно
белка колесо. Танец начат. Сосны скачут. Люди плачут и поют».
В 1934 Ясенский издал книгу «Кишлак в ущелье», в 1936 — повесть «Нос», высмеивающую расистские
теории, написал также новеллы «Мужество», «Главный виновник», публицистические произведения. С
1936 работал над остроконфликтным антифашистским романом «Заговор равнодушных». Фашистский
агент организует кампанию интриг и клеветы против молодого журналиста Гаранина. Автор показывает,
как уступничество перерастает в поведении окружающих в отступничество. В условиях нарушений
законности в 1930-е Ясенский осмелился в романах «Человек меняет кожу» и «Заговор равнодушных»
выступить против необоснованных репрессий. Более того, он открыто выступил в защиту деятелей
культуры, подвергавшихся критике и гонениям. В 1937 Ясенского обвинили в антипартийной
деятельности, пособничестве врагам, он был незаконно арестован. Посмертно реабилитирован.
Во время оккупации Польши там была подпольно издана книжечка стихов Ясенского. Переиздавались его
произведения, в 1959 в СССР был снят кинофильм «Человек меняет кожу», в 1962 Варшавский театр
поставил поэму «Слово о Якубе Шеле». Часть 1-я оставшегося незаконченным романа «Заговор
равнодушных» была опубликована в 1956. Эпиграф к роману стал знаменитым: «Не бойся врагов — в
худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся
равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существуют на земле
предательство и убийство».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх