Ямщикова Маргарита Владимировна
|
Другие персоны с фамилией Ямщикова
Другие персоны с именем Маргарита Кто родился в этот день 04.12 Кто родился в этот год 1872 |
[22.11(4.12). 1872, Киев - 13.2.1959, Москва; похоронена в Петербурге на Литераторских мостках Волкова
кладбища]
— прозаик, публицист, мемуарист.
М.В.Ямщикова принадлежит к древнему русскому роду. Предки матери, А.Н.Толстой (по первому мужу
Львовой), вели историю от Н.Н.Толстого, декабриста и участника семеновского бунта, близкого друга
М.Н.Муравьева-Апостола и Ф.Н.Глинки. Род отца — помещика В.Д.Рокотова — восходит к известному
русскому художнику-портретисту XVIII в. Ф.С.Рокотову, сыну крепостного крестьянина, ставшему
академиком живописи.
Родители Ямщиковой входили в круг свободомыслящих людей своего времени. Мать, будучи замужем за
вице-губернатором г.Ковно Ф.И.Львовым, дружила с М.Е.Салтыковым-Щедриным и, по слухам, прятала в
своем доме тайно возвратившегося с каторги декабриста М.И.Муравьева-Апостола. Отец по
общественным убеждениям был близок к «шестидесятникам» и еще до отмены крепостного права
отпустил своих крестьян на волю с земельным наделом. Увлеченно занимался организацией театров в
провинции, устройством в Киеве общедоступной публичной библиотеки и изданием газеты «Киевский
вестник», впоследствии закрытой властями. Однако разнообразная просветительская деятельность
В.Д.Рокотова не способствовала повышению материального благосостояния и в конце концов привела к
разорению и нищете. В поисках средств существования семья переехала в Петербург (1885), а затем
отправилась в Псков, где Рокотов нашел работу в любительской театральной труппе, а М.Я.Ямщикова
стала переписчицей ролей. Начавшаяся с 13-летнего возраста взрослая трудовая жизнь не только
закалила характер, но и стала своего рода литературной школой для будущей писательницы.
Переписывание пьес пробуждало «недремлющая мысль», способность «к еще смутной, полусознательной
оценке ролей, сравниванию чувств героев», «улавливанию искренности образа» (См.: Летова Н., Летов
Б.— С.7).
В 1887 семья возвратилась в Петербург. Отец сумел устроиться актером и режиссером в народный театр
на Васильевском острове, иногда получал небольшие роли в Императорском Александрийском театре.
Ямщикова с помощью тетки поступила на учебу в рисовальную школу Общества поощрения художеств,
директором которой был известный писатель Д.В.Григорович. Новая художественная среда расширила и
обогатила круг общения. Помимо А.Агина, друга семьи и крестного отца Ямщиковой, талантливого
художника, первого иллюстратора «Мертвых душ» Н.Гоголя, бывшего крепостного, и доживавшей свой
век в семье Рокотовых воспетой А.Пушкиным А.П.Керн, друзьями дома стали многие известные актеры и
художники того времени. Периодически устраиваемые в школе худож. выставки и особенно часто —
передвижников расширяли кругозор, развивали эстетическое чувство. «Рисовальная школа сделалась для
меня отдушиной...— позже писала
Ямщикова — ...Мне хотелось вобрать в себя все, и я не пропускала ни одной лекции, одинаково жадно
слушая как о законах перспективы, так и об истории искусства итальянского Возрождения...» (Памятные
встречи. С.86). Все это окажет влияние на формирование мировоззрения писательницы, определит круг ее
художественных интересов. Тема искусства станет органичной для всего последующего творчества
Ямщиковой, а судьбы многих известных художников найдут освещение в романах и повестях
биографического жанра.
Первая публикация Ямщиковой — святочная сказка «Встреча Нового года», подписанная псевдонимом
Ал.Алтаев, — появилась в журнале «Всемирная иллюстрация» в дек. 1889 благодаря творческому
напутствию известного поэта Я.П.Полонского. Вторая сказка — «Бабочка и солнце», отданная Ямщиковой
в детский журнал «Игрушечка», ввела ее в число постоянных авторов одного из лучших изданий для
детей. «Сказка была вообще плохая, написанная под влиянием "Песенки земли" Кота Мурлыки, но тогда
мне казалось, что она была очень трогательна»,— признавалась впоследствии М.Я. (Памятные встречи. С.
171.)
«Мужским» псевдонимом Ал.Алтаев писательница тоже была обязана своему «благожелателю» —
Я.П.Полонскому, подарившему начинающему автору свою книгу. Подарок произвел на Ямщикову
необыкновенное впечатление: каждая строчка «казалась верхом совершенства». «Особенно понравилась
одна вещь, которая называлась "Рассказ вдовы". Описывалась в ней жизнь некоего Александра Алтаева,
человека беспутного, но в то же время талантливого и сердечного, с широкой душой. Захлопнув книгу, я
сказала себе: "Женщине в литературу пробить дорогу ужасно трудно. Я должна взять себе какой-нибудь
мужской псевдоним. Буду подписываться Ал.Алтаев"!» (Памятные встречи. С.163). В выборе псевдонима
продолжилась известная, восходящая к Ж.Санд (Аврора Дюдеван) литературная традиция, а также
отразились мировоззренческие принципы начинающей писательницы.
После успешного литературного дебюта Ямщикова оставила рисовальную школу и продолжила обучение
на педагогических курсах Фребеля, что непосредственно сказалось на ее творчестве, адресованном
прежде всего детской и юношеской аудитории.
В 1892 Ямщикова вышла замуж за студента Лесного института А.Ямщикова. Однако семейное счастье
оказалось недолгим, и Ямщикова сделала решительный шаг — с малолетним ребенком бежала от мужа, не
желавшего, чтобы жена занималась таким делом, как сочинительство. В этот сложный период жизни
Ямщикова сумела не только преодолеть нужду, занимаясь «ручной перепиской у частных лиц», но и «в
промежутках между работой писать свое», чтобы «завоевать положение в литературе» (Памятные
встречи. С.215).
После революции 1917 Ямщикова активно работала в газете «Солдатская правда» и «Деревенская
беднота», журнале «Красный пахарь», «Юные товарищи», «Юные строители», «Мурзилка», «30 дней».
Входила в редакцию издательства «Земля и фабрика», сотрудничала с издательством «История
гражданской войны».
Творчество писателя объемно и тематически многогранно. Согласно «Большой советской энциклопедии»,
Ал. Алтаеву принадлежит 150 книг. Часть исследователей насчитывает (с вариантами и переизданиями)
более 300 изданий (См.: Литвинов В.- С. 53).
Начав творческий путь с незатейливых сюжетов для детей, Ямщикова быстро нашла свою главную тему
— популяризацию ярких исторических событий и личностей.
В 1897 опубликован первый биографический рассказ о жизненном пути поэта С.Я.Надсона. А вслед за ним
на рубеже столетий появляется уже сборник «Светоч правды», в который вошли биографические повести
о Микеланджело, Бетховене, Гутенберге, Линнее, Шиллере. Издание своей первой «большой книги»
писательница считала «одним из значительных этапов... жизни» (Памятные встречи. С.215). В 1906 на
предложение журнала «Юный читатель» дать большую историческую повесть Ямщикова отвечает
произведением о восстании немецкой бедноты под предводительством Томаса Мюнцера «Под знаменем
"Башмака"». Среди тех, кто тепло отозвался в печати об этой «серьезной, вдумчивой, написанной
мужественным и выразительным языком, полной ярких драматических картин книги, заметно
отличавшейся и направлением своим от благостных писаний, которыми в те годы пичкали детей», был
К.И.Чуковский (Кассиль Л.— С. 10).
Материал для своих произведений Ямщикова находила в западноевропейской и русской истории.
Благодаря книгам Ал.Алтаева в круг детского чтения вошли самые разные исторические личности, такие
как Гарибальди и Марат, Филипп II и Мария Стюарт, Леонардо да Винчи и Рафаэль, Джордано Бруно и
Галилей, Гус и Жижка, Сервантес и Андерсен, Савонарола и патриарх Никон и др. В увлекательной форме
юные читатели узнавали о жизни восточных славян времен Киевской Руси, татаро-монгольском
нашествии, битве за Рязань, опричнине Ивана Грозного, религиозном расколе XVII в. и крестьянской
вольнице Стеньки Разина.
В годы Великой Отечественной войны Ямщикова работала над книгой мемуаров «Памятные встречи»,
героями которых стали современники писательницы — художники А.Агин, И.Репин, В.Максимов,
М.Нестеров, актрисы М.Савина, М.Кузьмина, писатели Д. Мамин-Сибиряк, Я.Полонский др. В это же время
Ямщикова переработала книгу о Микеланджело (1920-е) и, объединив ее с более ранними повестями о
Леонардо да Винчи и Рафаэле, создала трилогию «Впереди веков». Это позволило укрупнить
проблематику произведений, показать главных персонажей не только гениальными творцами, но и
гражданами Италии.
В послевоенное время в повестях «М.И.Глинка» (1947) и «Чайковский» (1954) писательница создала яркие
худож. образы деятелей музыкального искусства. Особенно высоко была оценена современниками
биографическая повесть о Чайковском, в которой, по мнению критиков, «люди, факты и мысли
изображены... в соответствии с исторической правдой... Под художественной формой повести во всех
случаях можно обнаружить твердый научный каркас». (Кассиль Л.— С.13). Доктор искусствоведения
Вас.Яковлев отмечал, что кроме достоверности в изложении фактов и событий, убедительности обрисовки
условий формирования мировоззрения Чайковского, автор по-новому раскрыл круг общения композитора:
«...В жизненный портрет Апухтина привнесены свежие, выразительные штрихи... Образ Антона
Рубинштейна... выгравирован тонкими штрихами, со всеми противоречиями, со вспышками бурного
артистического темперамента и с огромной, неисчерпаемой любовью к искусству и делу музыкального
просвещения» (Чайковский. С. 4-6).
Последний мемуарный очерк Ямщиковой «Мои друзья — читатели» был опубликован уже после смерти
писательницы.
Наиболее сильной стороной творчества Ал.Алтаева критика признавала колоритную и выпуклую
обрисовку образов исторических лиц, доскональное знание материала, умение найти в прошлом события,
созвучные современности. «Она всегда оперирует надежными источниками, прекрасным знанием
материала, большой эрудицией; отсюда познавательное значение книг. Бытовые картины описываемой
эпохи ярки и красочны»,— писала Н.Доброва. (Памятные встречи. С.5).
Ямщикова признавалась, что для своих произведений она обычно выбирала «моменты исторических бурь»,
что в биографическом повествовании ее привлекали «не внешние броские события, а переживания, быт,
психологическое развитие личности выдающегося человека». Старалась раскрывать их таким образом,
чтобы «герой, пусть даже пришедший к нам из древней древности, показался человеком близким и
понятным, целостным, чтобы он был способен вызвать в читателе прилив сильного чувства — отваги,
ярости, презрения, любви» (Летова Н., Летов Б.— С.13-16). «Особенно влекли к себе писательницу образы
людей отважного духа, сильной воли и непреклонной мысли, людей, которые связывали свое творчество
и свою жизнь с судьбами трудового народа, борющегося против угнетателей и мракобесов» (Кассиль Л.-
С. 8).
Ал.Алтаев принадлежит к числу писателей (С.Т.Григорьев, Н.П.Кончаловская, В.Ян, С.П.Алексеев),
создававших историческую прозу для детей и юношества. Проникнутые духом революционной романтики
произведения Ямщиковой пользовались большой популярностью у читателей. Простота проблематики,
занимательность сюжета, доступность языковой формы как нельзя лучше отвечали просветительским
задачам искусства начала XX в. Однако на серьезное историко-литературное повествование, по мнению
исследователей русской литературы, творчество Ал.Алтаева претендовать не может (см., например:
Андреев Ю.А. Русский исторический роман. 20-30-е годы. М.; Л.: издательство АН СССР, 1962).
Неодобрительное высказывание о книгах Ал.Алтаева имеется у М.Горького (Архив А.М.Горького. Т.X.
Кн.2. М.: Наука, 1965. С.24). Между тем Л.М.Леонов высоко ценил гуманистические убеждения
писательницы, ставил ей в заслугу то, что «в тяжелые годы реакции стремилась внушить
своиммногочисленным читателям веру в творческиесилы человека, веру в народ», назвал талантливой
повесть Ал.Алтаева о Т.Мюнцере — «Под знаменем "Башмака"» (Литвинов В.— с.57).
Л.Кассиль считал «по-настоящему кинематографичными» повести Ал.Алтаева о художниках (Кассиль Л. —
С.14). В.Литвинов установил школу М.Салтыкова-Щедрина в цикле «Господа обыватели» (Литвинов В.-
С.65).
«Кажущаяся всеядность и многотемность романов, повестей и рассказов Маргариты Владимировны была
не разбросанностью ее, а шла именно от единой пожиравшей ее страсти просветителя»,— считает хорошо
знавший писательницу в последние годы ее жизни драматург Виктор Розов (Розов В.— С.447).
Свое место в литературе писательница определяла так: «Что такое Ал.Алтаев в литературе? Всегда
рядовой, чернорабочий. Я так и говорила на встречах с читателями, в библиотеках: Ал.Алтаев —
популяризатор истории, помощник педагогам...» (Кассиль Л,— С. 14).
Творчество Ал.Алтаева, принадлежащее своему времени, конечно же, не всегда отвечало требованиям
историзма. Тем не менее книги писателя имели важное гуманистическое значение для многих поколений
читателей. К тому же были по-своему полемичными для переломной эпохи. Когда звучали призывы
сбросить Пушкина с парохода современности, отрицалось значение «буржуазного» искусства, они просто и
ненавязчиво напоминали о непреходящих ценностях прошлого, побуждали к изучению истории.
Лучшие книги Ал.Алтаева до сих пор включаются в списки рекомендуемой школьникам литературы.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх