Якушкин Иван Дмитриевич
|
Другие персоны с фамилией Якушкин
Другие персоны с именем Иван Кто родился в этот день 09.01 Кто родился в этот год 1794 |
- философ, естествоиспытатель, участник движения декабристов.
Род. в Жуковке Вяземского уезда Смоленской губ.
Учился в частном пансионе и на словесном факультете Московского университета, где прослушал курс лекций по философии.
Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Один из учредителей Союза спасения, член Союза благоденствия и Северного общества.
В 1820 предпринял неудачную попытку безземельного освобождения крепостных крестьян своего имения в Смоленской губ. (позднее склонялся к предоставлению крестьянам земли за выкуп). Сторонник конституционной монархии.
В 1826 за участие в движении декабристов по степени виновности был приговорен к смертной казни, замененной пожизненной каторгой в Сибири (по различным источникам называется срок в 15-20 лет).
С 1835 - на поселении в г.Ялуторовск Тобольской губ. В Сибири много занимался естественными науками (изучал специальную литературу, собирал образцы сибирской фауны и флоры, производил анатомические и физиологич. изыскания и т.д). Вел также просветительскую деятельность, учредив школы, где обучение велось на основе прогрессивных педагогических принципов по разработанным Я. программам и пособиям.
Скончался в Москве.
Философские проблемы интересовали его еще в молодости. Он изучал Декарта, Локка, Лейбница, Шеллинга, Канта и французских материалистов XVIII в. Особенно волновали его проблемы жизни, проблемы человека и его места в мире, природы человеческого знания и познавательной деятельности людей. В Сибири написал собственное небольшое сочинение "Что такое жизнь?", где стремился ответить на эти вопросы.
С точки зрения Якушкин, вся природа в своей основе состоит из бесчисленного множества материальных частиц ("единиц"), не обладающих никакими другими свойствами, кроме способности к движению. В отличие от атомистов он признавал бесконечную делимость материи. Сочетаясь различными способами, "единицы" образуют все предметы внешнего мира. А сама жизнь в конечном счете только "особый способ и порядок единиц".
Мышление или сознание вообще Я. понимал как высшую ступень в развитии жизни. Стремясь связать чувственное и логическом в познании, Я. считал, что человек выступает как активное существо в многосложных отношениях с объективным миром, в результате чего каждое ощущение оказывается осознанным. В самом процессе восприятия человек выступает как разумное существо с запасом уже накопленных знаний. Таким образом, ощущение является осознанным, а в логическом мышлении неизменно присутствует чувственный элемент.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх