AZ-libr.ру

информационный портал





Якушкин Иван Дмитриевич
[09.01.1794-23.08.1857]

  Другие персоны с фамилией Якушкин
Другие персоны с именем Иван
Кто родился в этот день 09.01
Кто родился в этот год 1794

       - философ, естествоиспытатель, участник движения декабристов.
       Род. в Жуковке Вяземского уезда Смоленской губ.
       Учился в частном пансионе и на словесном факультете Московского университета, где прослушал курс лекций по философии.
       Участник Отечественной войны 1812 и заграничных походов. Один из учредителей Союза спасения, член Союза благоденствия и Северного общества.
       В 1820 предпринял неудачную попытку безземельного освобождения крепостных крестьян своего имения в Смоленской губ. (позднее склонялся к предоставлению крестьянам земли за выкуп). Сторонник конституционной монархии.
       В 1826 за участие в движении декабристов по степени виновности был приговорен к смертной казни, замененной пожизненной каторгой в Сибири (по различным источникам называется срок в 15-20 лет).
       С 1835 - на поселении в г.Ялуторовск Тобольской губ. В Сибири много занимался естественными науками (изучал специальную литературу, собирал образцы сибирской фауны и флоры, производил анатомические и физиологич. изыскания и т.д). Вел также просветительскую деятельность, учредив школы, где обучение велось на основе прогрессивных педагогических принципов по разработанным Я. программам и пособиям.
       Скончался в Москве.
       Философские проблемы интересовали его еще в молодости. Он изучал Декарта, Локка, Лейбница, Шеллинга, Канта и французских материалистов XVIII в. Особенно волновали его проблемы жизни, проблемы человека и его места в мире, природы человеческого знания и познавательной деятельности людей. В Сибири написал собственное небольшое сочинение "Что такое жизнь?", где стремился ответить на эти вопросы.
       С точки зрения Якушкин, вся природа в своей основе состоит из бесчисленного множества материальных частиц ("единиц"), не обладающих никакими другими свойствами, кроме способности к движению. В отличие от атомистов он признавал бесконечную делимость материи. Сочетаясь различными способами, "единицы" образуют все предметы внешнего мира. А сама жизнь в конечном счете только "особый способ и порядок единиц".
       Мышление или сознание вообще Я. понимал как высшую ступень в развитии жизни. Стремясь связать чувственное и логическом в познании, Я. считал, что человек выступает как активное существо в многосложных отношениях с объективным миром, в результате чего каждое ощущение оказывается осознанным. В самом процессе восприятия человек выступает как разумное существо с запасом уже накопленных знаний. Таким образом, ощущение является осознанным, а в логическом мышлении неизменно присутствует чувственный элемент.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:42:32 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"