Яковлев Юрий Яковлевич
|
Другие персоны с фамилией Яковлев
Другие персоны с именем Юрий Кто родился в этот день 26.06 Кто родился в этот год 1922 |
[26.6.1922, Петроград — 11.11.1996, Москва]
— прозаик.
Юность Яковлев, как и всех его сверстников, встретилась с Великой Отечественной войной. В нояб. 1940,
перед самой войной, Яковлев был призван в армию. Судьба в один миг выбросила Яковлева из детства во
взрослую жизнь. Это ощущение границы детства, предчувствие его конца, осязаемость времени,
человеческой судьбы станут в дальнейшем психологической основой прозы писателя. Яковлев был
зенитчиком, его батарея стояла под Москвой. Всю войну Яковлев писал стихи, многие из которых
печатались в газете «Тревога», где Яковлев был активным военкором. Эти стихи в будущем будут высоко
оценены Н.Тихоновым, среди учителей и друзей начинающего поэта будут М.Светлов, С.Михалков,
Л.Кассиль.
Сразу после войны Яковлев поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1952, уже будучи
автором нескольких книг. Первая из них, стихотворная, называлась «Наш адрес» (1949). В большую
литературу Яковлев входил в «оттепельные» годы, и это оказалось особенно благоприятным
обстоятельством в становлении писателя. Психологизм становится отличительной чертой
Яковлева-прозаика, первый рассказ которого «Пост номер один» (и сразу же — «Созвездие паровозов» и
«Станция Мальчики») свидетельствовал о появлении нового и очень непохожего на других детского
прозаика. Очевидным это стало с появлением рассказа «Мальчик с коньками», который автор с
объяснимым постоянством включал во все свои сборники.
В 1960-е «детская» литература оказалась прочно связанной с т.н. «большой» или «взрослой» литературой;
морально-психологические проблемы, исследуемые детской литературой, оказались как никогда раньше
созвучны «большой» литературе (Р.Погодин. В.Железников, Э.Шим и др.). Безмятежное, не обремененное
заботами детство уходит из прозы тех лет (к недоумению критики), в литературу вошли писатели с новой
судьбой, с иным взглядом на воспитание, не желающие прятать от детей жизненные проблемы,
стыдящиеся банальных схем. В рассказах и повестях Яковлева ощутимо желание уйти от чисто внешней
увлекательности, сделать ставку на борьбу чувств, психологический поиск истоков поступков. Герои
Яковлева — люди, стремящиеся к совершенству, ищущие свой идеал, стремящиеся к правде и
справедливости. В повести «Зимородок» доктор Строило говорит Марату и его друзьям: «Забвение — это
ржавчина памяти. Ищите в себе человека. Если найдете в себе справедливого человека — жить будете
интереснее».
Проза Яковлев всегда далека от дидактики и нравоучительности, подвиг в ней чаще всего неприметен,
обыден, как, скажем, в одной из лучших повестей писателя «А Воробьев стекло не выбивал». В двери
кабинета директора школы кто-то разбил стекло. Подозреваемый в этом грехе Воробьев, сдавшийся на
посулы учителя не сообщать матери о содеянном, сознался в не совершенном им поступке. И лишь много
лет спустя на встрече одноклассников становится ясно, что вечный бузотер, его друг чудаковатый
Семин, над которым все всегда смеялись, был прав: «Воробьев стекло не выбивал». Последовательность,
непреклонность в отстаивании правды, если даже она кажется никому не нужной, — тоже подвиг. И
подвиг каждодневный, незаметный. Не терять в себе человека ни при каких обстоятельствах — главная
мысль прозы Яковлева.
В 1970-е выходят сборнки Яковлев, названия которых высвечивают гуманистический ракурс прозы
писателя: «Был настоящим трубачом» (1976), «Колыбельная для мужчин» (1976), «У человека должна
быть собака» (1977) и др.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх