Яковлев Александр Степанович
|
Другие персоны с фамилией Яковлев
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 05.12 Кто родился в этот год 1886 |
[23.11(5.12).1886 (по др. данным — 23.6(5.7).1883), г.Вольск Саратовской губ. — 18.4.1953, Москва;
похоронен в Вольске]
— прозаик.
Родился в глубоко религиозной семье; мать его из раскольников. Яковлев был внуком беглой крепостной
крестьянки, сыном неграмотного маляра. Бабушкины рассказы о святых, сказки о разбойниках
подготовили учебу в церковно-приходской школе, которую Яковлев окончил первым учеником. Экстерном
сдал экзамены за курс реального училища. С 15 лет вел самостоятельную жизнь; служил на телеграфе
Рязанско-Уральской железной дороги, почтовым чиновником. В 1905 приезжает в Петербург, примыкает к
эсерам, к максималистам-террористам, участвует в террористических актах («Шесть лет — цепь
безумств...» Из автобиографии // Новая русская книга. 1922. №6. С.11). Поступает на
историко-филологический факультет Петербургского университета, проучился 2 года («Голодал и
собирался перевернуть мир»). Опасаясь ареста, уезжает в Тобольскую губ. («Тайга. Тишина.
Одиночество. Думы. И самое острое раскаяние. Увлечение революцией кончено»). Возвратился в
Петербургский университет; от угрозы нового ареста уехал на Кавказ, в Грозном на 6 месяцев был
заключен в тюрьму; затем находился 5 лет под надзором полиции в Ростове-на-Дону. Сотрудничал в
газете «Утро Юга». В 1914 санитаром-добровольцем едет на Юго-Западный фронт, вернулся с фронта
корреспондентом московской газете «Утро России». Печатает очерки и статьи о войне, где главной была
мысль: «...война именно и страшна тем, что разнуздывает человека» (В тылу германской армии // Утро
Юга. 1915. №21). Материалы военных корреспонденции легли в основу рассказов «Мужик» (1922), «Бабы»
(1916) и др.
В дни революции 1917 Яковлев находился в Москве, работал в эсеровских газетах «Утро России», «Власть
народа». Братоубийственные сражения 1917 потрясли Яковлева. В эти дни он стал работать над повестью
«Октябрь» (нояб. 1917-март 1918, опубл. в 1923). В повести нет четко разработанного сюжета, она
состоит из картин, рисующих и страх, и злобу, и растерянность встретившихся в кровавой схватке людей:
«Главное, правды-то настоящей... ведь никто не знает»; «Стреляли в дураков, а попали в братьев».
В 1918-19 Яковлев находился в Москве, переживал голод («...опухли руки и ноги... Пришло острое
одиночество. Годы отчаяния» // Новая русская книга. 1922. №6). В 1920 в журнале «Общее дело»
печатается рассказ «Смерть Николина камня»; в 1921-22 рассказы «Порыв», «Игра в 21 очко», «Лебеди»,
«Жених полуночный» появились в альм. «Костры», «Новая жизнь», «Пересвет», в журнале «Красная
новь». В эту пору Яковлев часто обращается к приемам фольклорной и исторической стилизации.
В 1921 рассказ «Терновый венец» заставляет критику обратить внимание на Яковлева, о нем пишут как о
надежде русской литературы. В «Терновом венце», как и в повести «Октябрь», отсутствует отчетливое
сюжетное действие. Повествование вбирает все увиденное героем от околицы села до волжского
перевоза; писатель развертывает картину непомерных людских страданий, вызванных событиями
революции и Гражданской войны («терновый венец страданий»). Яковлев писал в эти дни: «Порой боюсь
сойти с ума. Спасает... вера в Россию (как в Бога в детстве): ей вся моя жизнь» (Утренники. 1922. Кн.2.
С.119).
В эти же дни Яковлев работал и над повестью «Повольники» (1922). В 1923 г. повесть вышла отд. изд.
одновременно в Москве и в Берлине. Эта книга стала одним из самых значительных явлений в русской
прозе 1920-х.
В «Повольниках» Яковлев поднимал сложный пласт исторической жизни — русская вольница на Волге от
пугачевских дней до событий 1917. В повести все пронизано страшными «знаками беды»: «Время было
темное, полным-полно было тревоги кругом... Уперлась жизнь, азартно уперлась, всеми ногами, пугаясь
нового хомута. И пошло. Горели восставшие села и деревни» (Повольники. М.; Пг., 1923. С.44). Яковлев
стремился понять, исторически объяснить «российское мужичье — лапотное, крепкое, с крепким запахом,
с корявыми тяжелыми руками, с пытливостью в серых глазах... Оно — непобедимое, вечно выносливое
мужичье, сердце и грудь и вся сила России...» (Там же. С. 21). Герой повести — Герасим Боков был одним
из этого мужичья. Захвативший его в дни Октября «революционный пляс стал сильнее его воли, потому
что будил в нем подземное, прадедовское, повольное, и звал, и не давал покоя». Купаясь в разгуле
бесправия, Боков — по поручению, по наущению «ловких да юрких советников», «для которых было ясно
все»,— ураганом носился по уезду, усмиряя восставших земляков. «Храбрый и решительный», он
возвращался в город к властям «будто уставший, как гончая собака после охоты». (Образный,
метафорический ряд обладал в «Повольниках» незаурядной художественной, идеологической силой.) За
пролитую кровь Боков отвечает своей кровью, он погибает. Но свершившееся возмездие не было
последней точкой в повествовании. Со страниц повести раздался (впервые, пожалуй, в
послереволюционной литературе) материнский крик по погибшему Гераське («мать порой вопила в голос —
старушечьим слабым вопом»). И это было как стон России по ее погибающему мужичью.
Ни в одном из других произведений талант Яковлева не раскрылся с такой силой, как в «Повольниках».
Во второй половине 1920-х Яковлев пишет произведения, в которых продолжает всматриваться в судьбу
крестьянской России,— «В родных местах» (1925), «Жгель» (1925), «Дикой» (1925), «Китайская ваза»
(1927) и др. С появлением сборнков «Лесная тайна», «Цветет осокорь» и романа «Победитель» (1926)
критика отмечала усиление биологического начала в изображении героев.
Роман «Человек и пустыня» (отдельной главы — 1926, полностью — 1928-29) был посвящен борьбе
человека за плодородные земли Нижней Волги. В центре — история купеческого рода Андроновых,
сильных людей, способных строить жизнь на земле. Историками литературы роман был зачислен в разряд
неудач писателя; главный упрек состоял в том, что Яковлев не сумел противопоставить купеческому роду
не менее сильных героев-революционеров: «...Яковлев... не замечает, как революция и гражданская
война, нарушившие устоявшиеся формы жизни, смыкаются у него с Пустыней — извечным врагом
Человека» (Белова М.П. — С.58).
В конце 1920-х Яковлев увлечено знакомится с жизнью советской страны: в 1925 в течение 2 месяцев
облетел районы Севера, в 1928 на ледоколе «Малыгин» принимал участие в спасении экспедиции Нобиле,
участвовал также в поисках Р.Амундсена.
В 1929 вместе со знаменитым летчиком М.С.Бабушкиным совершает первый полет по маршруту
Москва—Ташкент; неоднократно знакомится с ходом строительных работ на Волге; по поручению
М.Горького начал знакомиться с историей Сормова. Яковлев публикует очерковые материалы,
рождавшиеся на маршрутах его путешествий. Выходят в свет такие увлекательно написанные книги, как
«Ледовый поход "Малыгина"» (1929), «Ударный Сокол. Очерки» (1931), «Север. Рассказы» (1932),
«Большая Волга. Очерки» (1933), «Рассказы о Севере» (1934), «Завоеватели. Рассказы» (1938) и др.
Работа над «Историей Сормова» долго оставалась незавершенной (см.: Горький М. Отзыв о рукописи
А.Яковлева «Красное Сормово» // Вопросы литературы. 1957. №7).
В середине 1930-х Яковлев продолжает осваивать трудно ему дающуюся романную форму. Появляются в
печати отрывки из романа «Повороты» (1931), в 1935 роман выходит отдельным изданием под названием
«Пути простого сердца». Писатель попытался здесь проследить рождение героя-революционера,
начинавшего свой жизненный путь царским гвардейцем. Но повествование оказалось вялым; М.Горький
упрекал Яковлева в своем отзыве на роман в «растянутости хода событий до 9 января... История обижена
А.Яковлевым там, где она делает скачок от 10-го года через расстрел на Лене прямо к войне, которая
занимает у него не более десятка тусклых страниц (Белова М.П.— С.72). Роман не имел читательского
успеха. В это же время Яковлев создает романы о современности — «Огни в поле» (1934-35), «Кольцо»
(1935), посвященные судьбе деревни в Поволжье, совхозному строительству. При всей добротности
литературного повествования, больших художественных достижений эти книги не демонстрировали, они
носили иллюстративный характер, создавались по всеобщему для тех лет плану «социального заказа».
Особую страницу творческой биографии Яковлев составляет его работа для детей, которую он вел на
протяжении всей своей жизни: «Босые пятки» (1926), «Сказки моей жизни» (1927), «Первый конь» (1926),
«Жизнь и приключения Р.Амундсена» (1934) и др. В центре внимания оказалась работа Яковлева над
повестью «Пионер Павел Морозов» (1936); по материалам повести Яковлев написал пьесу (1939), в 1949 он
внес дополнения в текст пьесы, и она не сходила с театральных сцен до 1957.
В годы Великой Отечественной войны Яковлев писал очерки о битве на Волге, о тружениках тыла,
работал над автобиографическим романом «Ступени» (1946).
В последний период жизни Яковлев вернулся к книге о Сормове; незадолго до смерти совершил большую
поездку по стройкам Сибири. В 1953 вышла последняя книга писателя — «На великой русской реке» (о
Волге).
Яковлев был похоронен по завещанию у себя на родине — на кладбище г.Вольска.
Псевдонимы:
Трифонов-Яковлев Александр Степанович [05.12.1886-18.04.1953] - прозаик
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх