AZ-libr.ру

информационный портал





Югов Алексей Кузьмич
[23.03.1902-13.02.1979]

  Другие персоны с фамилией Югов
Другие персоны с именем Алексей
Кто родился в этот день 23.03
Кто родился в этот год 1902

       [10(23).3.1902, слобода Каменская Тобольской губ. (ныне Курганской обл.) — 13.2.1979, Москва]
       — прозаик, переводчик.
       Свою родословную ведет от крестьянина-рудознатца М.И.Югова, первооткрывателя Кизеловского угольного бассейна (эпоха Павла I). Югов родился в семье волостного писаря. Учился в Курганской гимназии, окончил среднюю школу в Новосибирске. После Февральской революции в курганской гимназии издавался рукописный журнал «Весна», его редактором был Югов, секретарем — будущий известный академик-медик П.Д.Горизонтов.
       С 1921 по 1927 Югов живет в Одессе, учится в медицинском институте. Там начинается его литературная деятельность.
       В 1923 в одесском журнале «Силуэты» опубликована поэма Югова «Летчики», одобренная Э.Багрицким. Вс.Иванов помог Югову опубликовать в «Красной нови» (1926) «Повествование о жизни Макара Мартецова», написанное Юговым-студентом. По окончании института Югов едет в Сибирь, где живет и работает до 1931, времени переезда в Москву. Югов работает врачом в с.Колывань, в 1929 он заключает договор с трестом Цветметзолото и становится разъездным врачом Южно-Енисейского горнопромышленного р-на. Нелегкую врачебную практику Югов сочетает с напряженным литературным трудом. Он пробует себя в разных жанрах: в 1928 в «Сибирских огнях» опубликован научно-фантастический роман «Безумные затеи Ферапонта Ивановича»; успехом пользовалась книга Югова «Записки разъездного врача» (1931). «Записки» стали основой романа «Бессмертие» (опубл. в 1941), носящего автобиографический характер и переведенного на несколько иностранных языков.
       По переезде в Москву Югов начинает профессионально заниматься журналистикой, сотрудничает в горьковских «Наших достижениях», в «Колхознике». Пишет книги о К.А.Тимирязеве (1936), о И.П.Павлове. Югов знакомится с Павловым. Книге о Павлове предшествовал документальный очерк «Башня молчания», написанный для «Наших достижений» по просьбе Горького. Югов считает, что к работе над произведениями о великих русских ученых должно подходить с большой ответственностью, она требует научного подхода и глубокого уважения к творцам гениальных учений. Книга Югова «Павлов» — «повесть-исследование». К образу Павлова Югов обратился вновь в начале 1950-х. В соавторстве с П.К.Исаковым Югов работает над сценарием кинофильма о Павлове. В 1954 на Ленинградской студии научно-популярных фильмов снят фильм «Во имя человека», занявший в 1956 первое место на международном конгрессе.
       Югов писал: «Я негодую, когда слышу выражение: Киевская Русь,— но это же седая старина!.. Нет, Киевская Русь — это отрочество и ранняя юность наша!» (Думы о русском слове. М., 1972. С.146). У Югов был неподдельный интерес «к отрочеству и ранней юности» России, ее культуре, литературе. В 1944-48 Югов работает над дилогией «Ратоборцы». Она написана спустя десятилетие после романов В.Яна «Чингисхан» и «Батый». «Ратоборцы» относятся к числу лучших исторических романов 1940-х и несут на себе приметы времени, проявившиеся в особенностях писательского замысла и в разработке образов героев. Серьезно относясь к изучению исторической эпохи, Югов написал специальное исследование «Александр Невский и Даниил Галицкий» (Вопросы истории. 1945). В качестве эпиграфа к роману «Даниил Галицкий» (первая часть «Ратоборцев») Югов избрал древнюю карпато-русскую пословицу — «Крепка Русь — все переборет», призванную сформулировать главную мысль, ради которой написан роман,— мысль о могуществе и подвиге Руси, спасшей Европу от татаро-монгольского ига. Югов стремился показать Русь прежде всего в ее достижениях и прогрессивных тенденциях. На образ Руси, нарисованный Юговым, оказали влияние два замечательных древнерусских произведения: «Слово о полку Игореве» и «Слово о погибели Русской земли». Югов создает в «Ратоборцах» обобщенный портрет Русской земли, оттеняя прелесть русских пейзажей, своеобразие зодчества, очарование народной поэзии, богатство языка. В романе множество картин природы, быта, воспроизводятся обычаи, обряды, ритуалы. А.Фадеев, высоко оценивший «Ратоборцев», отметил в качестве недостатка большой удельный вес историко-описательной части, которая, по его мнению, «идет в ущерб сюжету» (Фадеев А.А. За тридцать лет: Избранные статьи, речи и письма о литературе и искусстве. М., 1957. С.827-828). Именно такое построение романа было связано с творческим замыслом писателя. Образ народа создан у Югова средствами художественной публицистики: «Взирают очи: как все это сделано? Пытает разум: кто это сделал? Имена зиждителей безвестны. Однако деяния их зримы, незабвенны и радостны для веков и тысячелетий. И на каждом из этих творений пылает как бы соборная бессмертная надпись: Народ... народ русский» (Ратоборцы. М., 1962. С.258). Образы Даниила Галицкого и Александра Невского нарисованы рукой опытного художника.
       Важное место в творчестве Югова занимают его работы о «Слове о полку Игореве». По словам писателя, его внимание к «Слову» было приковано с 1929. Югов поставил задачу перевести «Слово» так, чтобы для читателя стал излишним всякий комментарий и словарь. Югов предложил свое прочтение и перевод «темных мест» «Слова». В 1945 отмечался юбилей гениального древнерусского произведения. Перевод Югов был опубликован в «Звезде» (1945. №12), в этом же году перевод был издан отд. книгой (Слово о полу Игореве / пер. и комм. А.Югова; вступ. статья академика Б.Грекова и академика А.Орлова. М., 1954). Перевод Югова неоднократно переиздавался. Перу Югова принадлежит ряд статей и исследований о «Слове», создававшихся в 1940-60-е. Югов заявил о себе как серьезный исследователь: его работы о «Слове» вошли в научный обиход. Югов был страстным поборником русского языка.
       В 1959 Югов и Л.М.Леонов опубликовали статью «Думы о языке» (Литература и жизнь. 1959. 8 мая). Тема, заявленная в ней, разрабатывалась в статьях, в периодических изданиях. Югов тревожило состояние современного литературного языка, его обеднение. Статьи были объединены в сборнике «Судьбы родного слова» (1962) и «Думы о русском слове» (1972). Югову принадлежат литературоведческие и историко-лингвистические статьи: «Открыватель народных сокровищ» (о В.И.Малышеве), «В защиту великой трагедии» (о «Борисе Годунове» Пушкина), «Откуда у Чичикова сукно брусничного цвета с искрой?» и др.
       Югов определил время работы над дилогией «Страшный суд» (романы «Шатровы» и «Страшный суд», обозначив даты 1958-66). Работа над дилогией потребовала изучения многих исторических документов, по словам автора, «разведочно-буровой стадии». Повествование начинается 1916-м и завершается разгромом Колчака. Многоплановое полотно вобрало в себя сложное переплетение человеческих судеб в переломное время (Первая мировая война, революция, Гражданская война). В романе «Шатровы» в центре авторского внимания семья и окружение крупного сибирского промышленника Арсения Шатрова, умного, сильного, волевого русского человека. Картина бала у Шатровых в начале романа позволяет Югову ввести в повествование многие и многие лица и охарактеризовать их отношение к тому, что происходит в Петербурге и в России. В романе представлены все сословия России. Наиболее полно и выпукло обрисованы в первом романе характеры Арсения Шатрова и его жены Ольги. История размежевала людей на два противоположных лагеря. В «Страшном суде» (у Югова — страшный суд истории) выдвинута фигура профессионального революционера Кедрова. Югов передает напряженность развития событий, драматически, в отдельных случаях трагически завершаются судьбы героев (самоубийства, гибель в братоубийственной войне). Югов ввел в роман портреты крупных исторических фигур эпохи — Распутина, Николая II, Ленина, Троцкого, Тухачевского, Колчака. Герои этого ряда нередко подаются не в прямой авторской характеристике, а с помощью личных писем, приказов, распоряжений, документов. Дилогия «Страшный суд» была удостоена Государственной премии РСФСР им. М.Горького.
       В 1950 Югов в качестве корреспондента «Известий» был на строительстве Куйбышевской ГЭС, позже была написана книга очерков «Свет над Волгой», послужившая материалом для романа «На большой реке», изданного в 1960.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:36:42 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"