Энди Венсан д
|
Другие персоны с фамилией Энди
Другие персоны с именем Венсан Кто родился в этот день 27.03 Кто родился в этот год 1851 |
- французский композитор. Игре на фортепиано обучался у Л.Дьемера и А.Мармонтеля. Окончил Парижскую консерваторию, где занимался по композиции и игре на органе у С.Франка. В 1872-76гг. церковный органист в Париже; одновременно в 1873-78г. хормейстер и литаврист оркестра Колонн. В 1876-90гг. был секретарем "Национального общества музыки" и после смерти Франка занял место председателя. В 1894г. вместе с Ш.Бордом и А.Гильманом организовал в Париже "Певческую школу" ("Схола канторум"), официально открытую в 1896г.; состоял одним из ее директоров, а после смерти Гильмана в 1911г. был ее единоличным директором, а также профессором композиции, воспитавшим целую плеяду французских композиторов - А.Русселя, Д. де Северака, А.Маньяра и многие другие. Под руководством Энди "Схола канторум" стала одним из лучших музыкальных учебных заведений Франции, конкурирующим с Парижской консерваторией.
Несмотря на горячую приверженность Энди к творчеству Франка, его ранние произведения написаны под воздействием музыки Вагнера. Даже темы и названия первых композиций Энди подчеркивают его симпатии к немецкому искусству: симфоническая легенда "Зачарованный лес" по Уланду (1878), симфоническая трилогия "Валленштейн" по сюжету Ф.Шиллера. Опера Энди "Фервааль" (постановка 1897г.) по духу настолько близка музыке Вагнера, что ее называли французской транскрипцией "Парсифаля". Постепенно Энди отошел от своего "вагнерианства"; продолжая традиции Франка, он создал произведения, отмеченные большим полифоническим мастерством, проникнутые духом французского классицизма. "Он наслаждался комбинированием самых неожиданных сочетаний,- писал об Энди известный историк музыки Ж.Тьерсо,- он никогда не страшился смелых гармоний. Создавая всегда солидно "сколоченные" конструкции, строго логические построения - и притом широкого размаха,- Энди в зрелые годы стал удивительным архитектором звуков...".
Значительное место в творчестве Энди занимают произведения, связанные с национальным фольклором. Таковы его "Севенольская симфония" для фортепиано с оркестром (1887) на мелодию французской горной песни, "Летний день в горах" (1904), "Фантазия на французские народные темы" для гобоя с оркестром (1888) и др., а также обработки французских песен. К числу его наиболее известных произведений относятся также 2-я симфония (1903), симфонические вариации "Иштар" (1896), фортепианный квинтет, 2-й струнный квартет, "Поэма гор" для фортепиано и др.
Энди - автор капитального труда "Курс музыкальной композиции" (вместе с О.Серве; в 4 тт.; 1903, 1909, 1933, 1950) биографий Бетховена, Франка, книги о Вагнере и др. Под редакцией Энди выпущены оперы Рамо, Монтеверди и др. Энди выступал также как дирижер собственных произведений; в 1903г. и 1907г. концертировал в России. Энди сыграл значительную роль в истории французской музыки конца 19в.; он был единодушно признан крупнейшим авторитетом в различных областях музыкального искусства.
Соч.: оперы (даты постановок) - "Ожидайте меня под вязами" (1882), драматическая легенда "Песня о колоколе" (сочинение 1885г.; получила премию города Парижа, 1912г.), "Чужестранец" (1903, Брюссель), "Легенда о святом Кристофе" (сценическая оратория с чтецом и хором, 1920) и др.; для оркестра - 3 симфонии ("Жан Хуньяде" - 1875, №3 "Короткая симфония о галльской войне" - 1918), увертюра "Антоний и Клеопатра" (1876), трилогия "Валленштейн" (I. "Лагерь Валленштейна" - 1880, II. "Макс и Текла" вначале написана как увертюра "Пикколомини" - 1874, III. "Смерть Валленштейна" - 1884), легенда "Цветок шалфея" (1885), "Серенада и вальс" (1887), "Картины путешествий" (1891), симфоническая поэма "Воспоминания" (1907), "Поэма берегов" (1921), Средиземный триптих (1926); Песня для виолончели с оркестром (1885), Варьированный хорал для саксофона с оркестром (1904), концерт для фортепиано, флейты, виолончели и струнного оркестра (1927); сюита для трубы, 2 флейт и струнного квартета, Песни и танцы для 7 духовых, сюита для флейты, арфы и струнных, струнный секстет, 3 струнных квартета, фортепианный квартет, 2 фортепианных трио, соната для скрипки и фортепиано, соната для виолочнели и фортепиано, пьесы для фортепиано, для органа, фортепианные транскрипции оркестровых произведений А.Дюпарка, Э.Шоссона и др.; кантаты, хоры, циклы песен, обработки французских песен; музыка к спектаклям.
Лит.: Каплан И., Венсан д'Энди, "Русская Музыкальная Газета", 1911, №5;
Роллан Р., Венсан д'Энди. "Музыканты наших дней", Л., 1935;
Тьерсо Ж., "Французская музыка второй половины XIX века", под ред. М.Друскина, М. 1938 (глава VIII);
Сariteloube J., V. d'Indy, P.,1949;
Vailas L., V. d'lndy vol.1-2, P. 1946-50;
Le Centenaire de V. d'Indy (ed. Gui-Ropartz), P., 1952.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх