Щепкина-Куперник Татьяна Львовна
|
Другие персоны с фамилией Щепкина-Куперник
Другие персоны с именем Татьяна Кто родился в этот день 24.01 Кто родился в этот год 1874 |
[12(24).1.1874, Москва — 27.7.1952, Москва]
— прозаик, поэт, драматург, переводчик, мемуарист.
Родилась в семье киевского адвоката. Прадедом Щепкиной-Куперник по материнской линии был
знаменитый актер М.С.Щепкин, и свое литературное имя писательница составила из двух фамилий —
материнской и отцовской. После развода родителей жила с отцом в Киеве, в 1891 окончила киевскую
гимназию и переехала к матери в Москву, где поступила на сцену Московского частного театра
Ф.А.Корша. Оказавшись в центре театральной, литературной и художественной жизни Москвы,
познакомилась с М.Н.Ермоловой, Ф.И.Шаляпиным, И.Е.Репиным, М.Горьким, А.П.Чеховым. Попробовав себя
в роли актрисы, в 1892 начала писать для театра. Первое ее драматическое произведение — одноактный
водевиль «Летняя картинка» (1892), поставленный Малым театром и имевший большой успех. Вслед за ним
Щепкина-Куперник написала целый ряд одноактных пьес: «В детской», «На станции», «Ирен», «Месть
Амура» и др., в которых играли В.И.Качалов, В.Ф.Комиссаржевская. Оставив сцену, Щепкина-Куперник
начала заниматься только литературным трудом. Сотрудничала в газете «Русские ведомости», журналах
«Русская мысль», «Артист», «Детское чтение» и др.
На рубеже веков вышли отдельными изданиями повесть Щепкиной-Куперник «Счастье» (1897) и сборники
рассказов «Странички жизни» (1898), «Незаметные люди», «Ничтожные мира сего» (оба — 1900),
«Трудящиеся и обремененные» (1903). Герои рассказов Щепкиной-Куперник — люди различного
социального положения, но обязательно страдающие и одинокие. Многие рассказы из ранних сборников
отличались излишним морализированием, дидактизмом, склонностью автора к сентиментальности,
филантропическими мотивами. Сама Щепкина-Куперник признавала, что в начале творческого пути
испытывала сильное влияние Диккенса. Повесть «Счастье» и некоторые из рассказов дали повод критике
упрекать писательницу в феминизме, называть ее творчество «бурным походом против мужского рода»
(РБ. 1900. №11. С.67), а ее саму — «проповедницей и художником русского феминизма» (Неделя. 1900.
№11. С.211). Упреки были оправданы, поскольку Щепкина-Куперник настойчиво отстаивала в своих
произведениях независимость женщины, для которой главным в жизни является не любовь, а свобода,
самостоятельность, труд, материнство. Таких женщин, к которым она причисляла себя,
Щепкина-Куперник называла «первыми ласточками раскрепощения женщины» (Разрозненные страницы.
С.14). К художественным недостаткам ранних рассказов Щепкиной-Куперник относилась и некоторая
растянутость в повествовании, что позволило критике обвинить Щепкину-Куперник в том, что она «не
умеет быть краткой» (Гриневич П. — С.362). В 1903 вышел сборник рассказов «Около кулис»,
посвященный хорошо знакомой писательнице жизни актеров.
В 1904 Щепкина-Куперник переехала в Петербург, в этом же году вышел сборник «На солнце и в тени», а в
1906 — «Неотправленные письма», составленный из «писем неотправленных», написанных в порыве
чувств, и «писем отправленных», разумных и официальных. Во время революции 1905-07
Щепкина-Куперник выпустила сборник рассказов «Это было вчера» (1907; уничтожен цензурой). Цикл
новелл — переложений старинных легенд — «Сказания о любви» (1910) получил почетный отзыв им.
А.С.Пушкина от Академии наук. В рецензии на него критик «Русской мысли» писал, что книга «дорога, как
одно из напоминаний о забытой божественной красоте и таинственности природы любви» (Русская мысль.
1910. №5. С.128). В этом же году вышла вторая повесть Щепкина-Куперник «Некто». Продолжала писать
пьесы: «Одна из многих», «Барышня с фиалками» (1913). За драму «Счастливая женщина» (1911) о матери
студента-революционера получила Гри-боедовскую премию, которая присуждалась лучшей пьесе сезона.
В 1912-13 вышла книга Щепкиной-Куперник «Разрозненные страницы», в которой писательница развивала
темы первых сб.; вторая книга очерков путевых впечатлений от поездок по Западной Европе «Письма из
далека» (1-я кн.— 1903). Продолжала писать для детей: «Рассказы для детей» (1903), «Жизнь
открывается» (1905), «Из детства Литы» (1914).
В своей поэзии Щепкиной-Куперник главным образом продолжала традиции некрасовской школы, развивая
гражданские мотивы. Выпустила несколько сб. стихов: «Из женских писем» (1898), «Мои стихи» (1901),
«Облака» (1912), «Отзвуки войны» (1915) и др. Критика отмечала, что «общий тон ее музы сохраняет
характер проповеди и воззваний к лучшим чувствам читателей» (Мир Божий. 1901. №11. С.74). По мнению
П.Ф.Гриневича, Щепкина-Куперник, хотя и не «абсолютно лишена поэтического дарования», «вялыми и
бесцветными стихами» изображает «ужасную долю женщины, гибнущей в вертепах порока», ее поэзию он
называет «холодной и пресной» (Гриневич П.— С.360-361). Тем не менее, в 1904 Щепкина-Куперник
получила почетный отзыв Академии наук за стихотворения.
Наиболее ценная часть литературного наследия Щепкиной-Куперник — ее драматические переводы.
Первым опытом в этой области был перевод стихотворной комедии Э.Ростана «Романтики» (1894),
который Чехов оценил как «изящный» (Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. М., 1949. Т.16.
С.195). Впоследствии перевела все пьесы Ростана, перевод лучшей из них — «Сирано де Бержерак» (1898)
— получил высокую оценку М.Горького. В 1903 издала «Переводы Метерлинка», в 1910-14 —
«Драматические переводы» (в 3 томах). Как переводчик Щепкина-Куперник обращалась к драматическим
произведениям, большей частью стихотворным, Софокла, Мольера, Шекспира (13 пьес), Лопе де Вега (4
пьесы), Кальдерона, Тирсо де Молина, Гольдони, Бомарше, Гюго и др., а также к лирике Бернса,
Петрарки, Байрона и др. Всего Щепкина-Куперник перевела 59 пьес западноевропейских драматургов,
среди которых ей наиболее удались комедии с их жизнерадостной речью.
С 1940 Щепкина-Куперник жила в Москве. Оставила три книги мемуаров: «Дни моей жизни» (1928), «О
М.Н.Ермоловой» (1940), «Театр в моей жизни» (1948), в которых проявился ее дар рассказчика, чувство
эпохи и мастерство портретных характеристик, посвященных Чехову, К.С.Станиславскому,
О.Л.Книппер-Чеховой, Качалову и др.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх