AZ-libr.ру

информационный портал





Щапов Афанасий Прокофьевич
[17.10.1831-10.03.1876]

  Другие персоны с фамилией Щапов
Другие персоны с именем Афанасий
Кто родился в этот день 17.10
Кто родился в этот год 1831

       - историк, публицист.
       Род. в с.Анга Верхоленского уезда Иркутской губ.
       Обучался в Иркутской Духовной семинарии. Окончил Казанскую Духовную академию (1856) со степенью бакалавра.
       Преподавал в этой академии русскую историю (до 1860), затем - в Казанском университете (1860-1861). На панихиде по жертвам расстрела в с.Бездна произнес революционную речь. Был арестован, отстранен от преподавания и определен чиновником по раскольническим делам.
       В Петербурге в 1861-1864 сблизился с кругом Н.Г.Чернышевского. Занимался научной и публицистической деятельностью.
       В 1864 сослан на родину.
       Последние годы провел в Иркутске, там же и умер.
       Щапов применил "естественно-научный" метод к исследованию исторических судеб русского народа, стал рассматривать историю как "физиологический процесс". Обосновал положение, что в русском народном уме преобладают "практичность", "реальность", вследствие чего народу при гуманистическом просвещении преимущественно необходимо реальное естественно-познавательное и жизненно-практическое образование. Он выясняет причины данного явления и дает анализ исторических условий умственной жизни России. Эти условия, полагает он, вели к господству внешних чувств над мыслящим и познающим разумом. В философии это нашло выражение в том, что вместо научно-теоретического, умозрительного мышления развивался по преимуществу эмпиризм, чему способствовали распространение и укоренение "византийского супранатуралистического умонастроения и миросозерцания" (См.: В.В.Ванчугов. "РФС". С.625-626).
       Преувеличивал роль географической среды, антропологические и физиологические факторы в историческом процессе. Считал, что ослабить влияние сил природы на ход истории может только распространение науки.
       Щапов изучал проблему раскола, вывел ее из церковных рамок на общекультурный уровень. Точка зрения Щапова вызвала возражения у части духовных писателей, но у наиболее авторитетных историков встретила сочувственный прием. Важность этих исследований признал в числе др. и С.М.Соловьев, а также Бестужев-Рюмин, который охарактеризовал "Русский раскол старообрядчества" (диссертация Щапова, 1858) следующими словами: "Книга Щапов вполне заслуживает внимания; в ней в первый раз раскол рассматривается не как обрядовое уклонение от православия, вызванное несколькими невеждами - переписчиками и издателями, но как явление историческое, объясняемое состоянием русского общества XVII в., носящее в себе яркую печать своего происхождения. В этом простом поставлении предмета в его настоящую среду - главная заслуга Щапова". (Цит. по: "Русский биографический словарь". А.А.Половцов. СПб., 1912. Т. 21. Ст.З.).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:31:44 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"