Шуртаков Семён Иванович
|
Другие персоны с фамилией Шуртаков
Другие персоны с именем Семён Кто родился в этот день 26.01 Кто родился в этот год 1918 |
[26.1.1918, с.Кузьминка Сергачского р-на Нижегородской губ.]
— прозаик, публицист, переводчик.
Родился в многодетной крестьянской семье, в 4 года лишился отца, после
школы-семилетки работал трактористом, комбайнером. Участник Великой
Отечественной войны — служил на Тихоокеанском флоте, главстаршина. Во флотской
газ. были опубликованы первые рассказы, с которыми поступил в Литературный
институт им. А.М.Горького (семинар К.Г.Паустовского). Учился на одном курсе с
будущими известными писателями — Юрием Бондаревым, Владимиром Солоухиным,
Евгением Винокуром, Владимиром Тендряковым, Эдуардом Асадовым, Григорием
Баклановым. По окончании института (1951) работал в редакции журнала «Молодая
гвардия», в издательствах «Советская Россия», «Молодая гвардия», «Современник».
С 1977 — руководитель семинара прозы в Литературном институте, на Высших
литературных курсах. Член СП СССР (1957).
С 1990 — член Высшего творческого совета СП России. Академик Петровской
Академии наук и искусств. Почетный гражданин г.Сергача, где его имя носит
центральная библиотека.
Книги Шуртакова переведены на многие языки ближнего и дальнего зарубежья — от
болгарского до хинди. Сам писатель как переводчик познакомил русскоязычных
читателей с полным сводом народных чувашских сказок и сказок Якутии (Саха).
Активный участник первого праздника славянской письменности и культуры,
возрожденного его близким другом В.Масловым в 1986 в Мурманске, и
Международного славянского хода Мурман-Черногория (1997).
Печатается с 1941. Как писал О.Михайлов, писательство для Шуртакова — «прямое
продолжение жизненной биографии, биографии родного села Кузьминка, где
сызмальства познал нелегкий крестьянский труд» (Михайлов О.— С.4).
Действительно, как вспоминал сам Шуртаков, «к труду мало-мальски полезному меня
приучать начали рано. В 7 лет я ездил в ночное, в 8 — боронил, а в 9 — уже умел
пахать...» (Цит. по: Алексеев М.— С.5). Прекрасное, незаемное знание того
жизненного пространства, о котором пишется, позволило Шуртакову создать
художественную летопись русского села в первые послевоенные десятилетия. Эта
летопись соприродна лучшим образцам отечественной «деревенской прозы» —
наиболее значимым произведениям В.Солоухина, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Астафьева,
В.Овечкина. «Предметом изображения в искусстве для Семена Шуртакова является
земля и на ней — труд человека. О чем бы он ни писал, в центре его внимания
всегда земля и человек-труженик» (Полторацкий В.— С.46).
О нерасторжимой связи человека с землей, на которой родился и вырос, писатель
заявляет уже в одном из ранних рассказов «Кузьминские сады» (1949-62). Рассказ
написан от первого лица и звучит как сокровенное признание неизбывной сыновней
любви к родной матери (которой он посвящен) и к родной земле — той малой
родине, без коей «большой» не бывает... Для Шуртакова и его героев характерно
«ощущение живого чувства Родины». «Любовь к родной земле, матери-кормилице
одухотворяет все творчество писателя...» (Полторацкий В.— С.45).
Как отмечали многочисленные исследователи, лирический герой Шуртакова — всегда
созидатель и труженик — «отлученный, оторванный войной от любимого дела, такой
герой после победы необычайно жадно тянется к работе, привычный труд на земле
врачует его израненную душу...» Таков Максим Прилукин из рассказа «Возвращение»
(1948), персонажи других произведений (Буханцов Н,— С.298). Своеобразие
Шуртакова как прозаика «заключается... в напряженном лирическом тоне основных
его вещей... Доверительная атмосфера повествования открывает перед нами Семёна
Шуртакова как писателя, тонко чувствующего мир природы, а в тесной связи с ней
— мир взрослого человека и мир ребенка...» (Буханцов Н.— С.300). «Дети — это
особый и цельный мир в прозе С.И.Шуртакова» (Михайлов О.— С.7).
В повести «Где ночует солнышко» (1962) 5-летняя Любаша вместе с родителями
уезжает на лето в деревню и впервые открывает для себя этот поэтический светлый
мир детства: она первый раз в жизни видит, как встает из-за ближнего бугра
яркое, умытое утренней росой солнце и как та роса на кустах под его лучами
горит всеми цветами радуги, она слышит, как растет трава и видит скачущих на
золотых лошадях мальчишек. Она видит-слышит и еще очень многое и, конечно же,
узнает, где ночует солнышко... «И если повесть, несмотря на то, что в ней вроде
бы ничего не происходит, по крайней мере такого, с чем мы не сталкивались бы
каждый день, читается, как говорят, одним духом, безотрывно, то ее литературные
достоинства несомненны» (Солоухин В.— С.3). Небольшая повесть эта издавалась
большими тиражами более 20 раз и на русском, и на других языках. Повесть
«Возвратная любовь» (1972) дает основание говорить о новом этапе в творчестве
писателя. Она «явила новые краски в даровании Шуртакова-художника, хотя и
продолжила (на принципиально новом материале) его магистральную, генеральную
тему. В насыщенной злободневной проблематикой и одновременно глубоко
драматической, психологической повести этой — всюду присутствует мысль о
Родине, о России» (Михайлов О.— С.7).
Именно об этом — об исторической судьбе России, об духовном наследии прошлого и
неразрывной связи времен напряженно размышляет главный герой — молодой
архитектор Виктор. Он приезжает в таежный городок Медвежьегорск проектировать
дом культуры, неожиданно встречает там свою прежнюю любовь — Валю, знакомится с
ее мужем Владимиром, оказавшимся умным, интересным человеком. И после неспешных
обстоятельных бесед с ним за чашкой чая Виктор приходит к таким решениям, о
которых еще вчера или позавчера даже и не помышлял.
«Более развернуто и углубленно исследуются истоки национального самосознания и
отечественной философии в романе "Одолень-трава", удостоенного Государственной
премии РСФСР им. М.Горького (1987)» (Лобанов М. // Литературная Россия. 1996.
№9). Герои романа — люди разных поколений. Их нравственные искания, обретения и
потери, их ошибки и заблуждения, приводящие к драматическим и даже трагическим
последствиям, составляют сюжетную и идейную основу произведения. А среди
главных действующих лиц — студентов Дементия и Вадима, журналиста Николая
Сергеевича, не случайно, не просто так центральное место занимает профессор
отечественной истории Викентий Викентьевич, как бы олицетворяющий собой некое
историческое знание. То знание, «без которого нет ни гражданина, ни патриота,
ни подлинного строителя новой жизни. Историческое знание — это корневая связь с
прошлым, это кровное родство со всем, что воздвиг народ на путях своей истории.
Историческое знание — это тот свет, который через века и нам светит.
Собственно, роман "Одолень-трава" есть развернутый спор вокруг нашего векового
духовного наследства, когда самодовольству однодневных людей, видящих в прошлом
одну лишь "беспросветную тьму", противопоставлена живая, ищущая историческая
память людей высокого гражданского чувства. Всем строем повествования, всем
содержанием споров, перетекающих из главы в главу романа, Семён Шуртаков
подводит читателя к мысли, что историческое беспамятство, "самооплевывание"
было одной из главных причин ухудшения нравственного климата в нашем
обществе... На такие размышления наводит роман "Одолень-трава", книга честная и
нужная» (Кочетков В. // Литературная газета. 1987. №17. С.4).
Помимо литературно-творческой деятельности Шуртаков выступает и как воспитатель
молодых, руководитель областных и всесоюзных семинаров, преподаватель
Литературного института им. М.Горького. Богатый и разносторонний материал,
почерпнутый им из постоянного общения с молодыми литераторами, широко
представлен в книгах «Как затачивать резец» (1977), «Как слово наше отзовется»
(1980), «Мысль и речь» (1986).
С самого начала и на всем протяжении литературного пути у Шуртакова рука об
руку с прозой шла публицистика. В итоге многочисленных поездок по стране и
зарубежью им написаны книги очерков «Земная краса» (1958), «Наш близкий Дальний
Восток» (1961), «Франция вблизи» (1962), «Путешествие на край света» (1965),
«Три весны в одном году» (1968), «Слово о хлебе» (1974), «Древние камни Эллады»
(1980).
В последние годы увидели свет книги очерков «В начале было слово» (1995) и
«Славянский ход» (2003), в которых автор как бы продолжает близкий его сердцу
разговор об истоках и величии нашей славяно-русской культуры, начатый им в
«Возвратной любви» и «Одолень-траве». «В начале было слово» — это летопись
праздников славянской письменности и культуры. «Славянский ход» посвящен
Международному православному славянскому ходу Мурман-Черногория, в котором
принимал участие автор и другие известные русские писатели. В книгу вошла также
очерки «Святослав — слава Руси, наша слава», «Пушкин, год 1999» и «Русский
Никола в Италии».
О творчестве Шуртакова в журнальных статьях и книжных предисловиях писали
М.Алексеев, В.Солоухин, О.Михайлов, М.Лобанов, Е.Осетров. К 80-летию писателя
сказал свое слово, озаглавленное «Служение литературе и Отечеству», и
В.Распутин: «...без труда Семён Иванович, пожалуй, и дня единого за свою долгую
жизнь не знал, написал десятки книг, перевел полный свод якутских народных
сказок, чувашские сказки, воспитал сотни молодых писателей в Литературном
институте (как бы во исполнение сыновнего долга: он и сам был выпускником этого
института первого послевоенного набора вместе с Юрием Бондаревым и Владимиром
Солоухиным), безраспряжно тянул общественную лямку, которая есть в России, в
сущности, бурлацкая работа, всегда непосильная и всегда против течения... В
числе первых еще в 60-е годы он делал побудку русскому духу — и казалось, что
разбудили к 80-м, когда "дружинно", плечом к плечу, вышли на юбилейное Куликово
поле, встали под густой и торжественный колокольный звон, возвещающий
тысячелетие Крещения Руси, ежегодно начали проводить праздники славянской
письменности... Есть за что поклониться товарищу и учителю нашему (я тоже ходил
в его учениках, как многие и многие из необъятных российских глубинок, кому,
первым выходя навстречу, он помогал с какой-то даже радостью и редким
дружелюбием), поклониться замечательному русскому человеку, талантливому пером
и сердцем, который не знал и не знает иной службы, кроме служения литературе и
Отечеству».
Произведения Шуртакова публиковались в журнале «Молодая гвардия», «Москва»,
«Наш современник», «Литературное обозрение», «Вопросы литературы», «Нижний
Новгород», «Север», «Огонек», «Смена» и другие.
Шуртаков — лауреат Государственной премии РСФСР за роман «Одолень-трава»
(1987), литературных премий им. К.Симонова, им. А.Платонова, В.Пикуля,
Н.Карамзина, журнала «Наш современник» (1999), Большой литературной премии
России (2005).
Награжден Золотой медалью В.Даля, почетной грамотой «За вклад в русскую
культуру», орденом Сергия Радонежского (2004), заслуженный работник культуры
Чувашской АССР (1981), Якутии (1995).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх