Шумихина Людмила Аркадьевна
|
Другие персоны с фамилией Шумихина
Другие персоны с именем Людмила Кто родился в этот день 22.01 Кто родился в этот год 1947 |
- специалист по философской антропологии и философии культуры; доктор философских наук, профессор
Род. в с. Большой Гондырь Пермской обл.
Окончила философский факультет Уральского государственного университета (1971), аспирантуру там же (1974).
С 1971 работала в Уральском отделении РАН (кафедра философии) ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор;
с 2000 - профессор кафедры культурологии на факультете искусствоведения и культурологии и кафедры эстетики, этики, теории и истории культуры на философский факультете Уральского государственного университета.
Кандидатская диссертация - "Коллизия в структуре социального познания" (1986);
Докторская диссертация - "Генезис русской духовности" (1999).
В трудах Шумихиной исследуется проблема генезиса духовности, осмысливаются особенности этого процесса, связанные с национальным и этническим своеобразием: спецификой быта, языка, традиций, обрядов, художественного творчества, религиозных верований.
Шумихиной ставится вопрос о философии русской иконы как религиозно-художественной методологии постижения духовного смысла иконописания и его интерпретации, разрабатываемой в работах П.Флоренского и Е.Трубецкого, обосновывается научная необходимость развития этой методологии для обогащения современной эстетической, искусствоведческой, иконографической науки и философии культуры.
Шумихина дает новую философскую интерпретацию конкретной научно-исследовательской проблематики, выходящей на генезис духовности. Согласно концепции Ш., духовность - это способ человеческого бытия как восхождение в саморазвитии человеческой сущности. Тотальная сущностная характеристика духовности - это смыслопорождение.
Шумихина различает в развитии духовности народа различные стадии как формы ее существования (дорелигиозного, языческо-мифологического, монотеистическая). На каждой стадии человек (человечество) по-новому переживает свою экзистенциальную причастность к миру через социокультурные смыслы. Начала духовности Шумихина видит в дорелигиозных формах очеловечивания мира. В целом генезис духовности Шумихина понимает в связи с концептуальным обоснованием существования феномена святости в безрелигиозной и религиозной, доперсонифицированных и персонифицированных формах.
В трудах Шумихиной святость исследуется как объединяющее качество духовности, что позволяет преодолеть ограниченность как исключительно религиозного, так и светского понимания святости (и духовности). Оба варианта святости Шумихина понимает в качестве взаимодополняющих частей духовности как многомерной реальности, охватывающей все человеческое бытие, в особенности сферу культуры.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх