Шполянский Аминад Петрович
|
Другие персоны с фамилией Шполянский
Другие персоны с именем Аминад Кто родился в этот день 07.05 Кто родился в этот год 1888 |
[25.4(7.5).1888, г.Елизаветград Херсонской губ.— 14.11.1957, Париж]
— поэт, мемуарист.
Родился в мещанской семье. После окончания Елизаветградской классической гимназии (1906) поступил на
юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. Весной 1910, в канун государственных
выпускных экзаменов, когда по университету распространилась весть о циркуляре: «половину всех
экзаменующихся резать <...> и елико возможно сократить таким образом непомерное количество будущих
правоведов с неизбежной революционной прослойкой...» (Поезд на третьем пути. С. 68), Дон Аминадо
перевелся в Киевский университет св.Владимира, где успешно выдержал выпускные экзамены, получив
диплом II степени. Тогда же приехал в Москву, служил помощником присяжного поверенного и
одновременно постоянным сотрудником газ. «Раннее утро». Выступал также со стихами, фельетонами,
литературными пародиями и эпиграммами в «Одесских новостях», «Нови» (под псевдонимом Гидальго),
«Утре России», «Руси», «Будильнике», «Красном смехе». Осенью 1910 в качестве корреспондента
елизаветградской газеты «Голос Юга» присутствовал на похоронах Л.Н.Толстого, которые позднее описал
в своих мемуарах.
В 1914 Дон Аминадо был мобилизован и отправлен на фронт, в 1915 получил ранение. Написанные в эту
пору стихи на военную тему составили первый сборник поэта «Песни войны» (1914; изд. 2-е, доп.- 1915).
Жестокая реальность войны обнаруживала противоречивость авторской позиции. Одержимый всеобщим
патриотическим подъемом, поэт понимает неизбежность человеческих жертв ради достижения всеобщей
победы, в то же время его страшат кровь и страдания людей, разрушительный характер войны, несущий
угрозу существованию мировой культуры («Бельгия», «Реймский собор», 1914-15).
В название одного из стихотворений, поэт выносит неразрешимый вопр.: «Кто прав?» (1915). Сборник
«Песни войны» успеха Дон Аминадо не принес, хотя выдержал 2 изд.
В 1914 Дон Аминадо вступает в общество деятелей периодической печати и литературы. С этого времени
он посещает литературный кружок свояченицы В.Я.Брюсова Б.М.Рунт, где встречается с такими
известными литераторами, как И.А.Бунин, В.Ф.Ходасевич, В.В.Маяковский, В.Г.Шершеневич и др. В
издаваемом Б.Рунт журнале «Женское дело» Дон Аминадо печатает стихи «Из альбома пародий» (1915),
циклы рассказов «Записки романтика», «Маленькие рассказы» (1916) и др.
С 1916 Дон Аминадо становится сотрудником сатирического еженедельника «Новый Сатирикон»,
знакомится с ведущими авторами журнала — А.Аверченко, Сашей Черным, Н.Тэффи, В.Горянским,
Н.Агнивцевым, П.Потемкиным, художником Ре-Ми (Н.В.Ремизовым-Васильевым). В журнале печатались
пародии и миниатюры Дон Аминадо. В эту пору он приобрел известность как газетный юморист
ежедневными прозаическими и стихотворными фельетонами и пародиями на своих собратьев по перу —
В.Я.Брюсова, А.А.Блока, К.Д.Бальмонта и др., а также представителей сановных кругов и лиц, к ним
приближенных. Широкое распространение получила эпиграмма на Г.Распутина: «Была война, была Россия.
/ И был салон графини И., / Где новоявленный мессия / Хлебал французское Аи». Стихи Дон Аминадо
заметно выделялись в потоке газетной и журнальной продукции «остротою гротеска, неожиданностью
образа, красотою рифмы» (Кулисы. 1917. № 20. С.5).
В 1917-18 Дон Аминадо сотрудничал в московских театральных журналах «Кулисы», «Рампа и жизнь»,
печатал обзоры, рецензии, фельетоны. Февральскую революцию Дон Аминадо встретил восторженно как
радикал-республиканец. Приветствуя свержение монархии, создал в стихах политический памфлет в 6-ти
картинах «Весна семнадцатого года», который был выпущен отдельным изданием (1917). Поставленная на
сцене Нового театра П.В.Кохмановского в мае 1917, пьеса имела шумный успех. Сатирически окрашенные
картины последних дней царствования императора Николая II соседствовали в ней с патетическими
сценами первых дней жизни после Февральской революции. Октябрьскую революцию, как почти все
новоса-тириконовцы, Дон Аминадо не принял, увидев в ней угрозу демократическим завоеваниям
Февраля. Оказавшийся в связи с массовым закрытием газет и журналов в «категории беспризорных»,
опасавшийся ареста, Дон Аминадо обращается в Комиссариат иностранных дел (к В.М.Фриче), добивается
выдачи заграничного паспорта ив 1918 легально уезжает в Киев. Там сотрудничает в газете «Киевская
мысль», «Утро», «Вечер». Из Киева перебирается в Одессу, работает в газете «Современное слово».
20 янв. 1920, за несколько месяцев до поражения Добровольческой армии, Дон Аминадо эмигрировал в
Париж. В течение 20 лет, с 1920 по 1940, исключая 3-летний перерыв (с весны 1921 по 1924), Дон Аминадо
был постоянным сотрудником крупнейшей эмигрантской газеты «Последние новости», где почти
ежедневно появлялись его стихотворные и прозаические фельетоны «на злобу дня».
В 1920-21 Дон Аминадо редактировал совместно с А.Н.Толстым двухнедельный журнал для детей
«Зеленая палочка», печатался в других эмигрантских изданиях («Свободные мысли», «Иллюстрированная
Россия», «Сполохи»). Книга стихов Дон Аминадо «Дым без отечества» увидела свет в парижском
издательстве «Север» в 1921. Тональность ее тонко почувствовал И.Бунин, отмечавший в рецензии:
«...главное в его книге, поминутно озаряемой умом, тонким юмором, талантом,— едкий и холодный "дым
без отечества", дым нашего пепелища <...> Аминадо он ест глаза, иногда до слез» (Общее дело. 1921. 27
июня). Оторванный от «быта своего народа <...> аромата отечественной политики», Дон Аминадо
направил острое жало своей сатиры на «эмигрантский быт и главным образом на обанкротившиеся
либеральные идеологии, то, что теперь любят называть интеллигентщиной» (Русская книга. 1921. №6.
С.11). Объектом сатиры Дон Аминадо стал во многом близкий самому автору «маленький человек» —
интеллигент-либерал, изгнанник, его душевные страдания и житейские неурядицы, пустота
эмигрантского прозябания. В лице этого «маленького человека» Дон Аминадо бичевал русскую
либеральную интеллигенцию (не отделяя от нее себя): вчерашних «господ отрицателей», «элегантных
циников», «скептиков», «прорицателей», «радикалов с прохвостинкой», «критиков», «псалмопевцев
грядущей республики» и пр.,— всех тех, кто привел Россию к катастрофе: «Ах, вы все гениально
предвидели, / Расторопные чижики-пыжики. / Талейраны из города Винницы, / Постояльцы и вечные
дачники! / Торжествуйте же, вы, предсказатели, / Игрецы на затейливых дудочках, / Всероссийская голь
перекатная / Без души и без роду, без племени» («После всего», 1919-21).
Сатира Дон Аминадо личностна, исповедальна, пронизана духом скепсиса и разочарования: «Ах, как было
все равно / Сердцу в царствии потемок! / Пили красное вино / И искали Незнакомок. / Возносились в
облака. / Пережевывали стили. / Да про душу мужика / Столько слов наговорили» («Свершители», 1920). В
этом ряду - «Вселенские хлопоты», «Любители бескровной и святой» (оба — 1920); «1920», «Застигнутые
ночью» (оба — 1921) и др. Дон Аминадо высмеивал не только прошлое, но и настоящее
«интеллигентщины» — ложь, прожектерство, самообман: «Живем. Скрипим. И медленно седеем. /
Плетемся переулками Passi. / И скоро совершенно обалдеем / От способов спасения Руси» («Застигнутые
ночью»). «...Вы каждой своей строкой взрываете эмиграцию! — писала Дон Аминадо в 1938
М.И.Цветаева.— Вы ее самый жестокий (ибо бескорыстный — и добродушный) судья. Вся Ваша поэзия —
самосуд эмиграции над самой собой» (Новый мир. 1969. № 4. С. 212-213). О стихах политического
содержания эмигрантская критика писала: «...политическая сатира Дон Аминадо не всегда удачна.
Сатира и насмешка рождаются не от бесстрастного созерцания, не от объективного зарисовывания, а от
любви и ненависти... Дон Аминадо хочет быть политическим сатириком, не имея политической почвы...»
(Воля России. 1921. 23 июня). Позднее сходные оценки высказал М.Цетлин: «...ему (Дон Аминадо — Ред.)
менее всего удаются стихи о Советской России... Он не негодует, а просто вскрывает ту ложь, которой
хотят нам заморочить голову» (Современные записки. 1928. Т.38. С. 538). В поэтических сборниках
«Накинув плащ» (1928) и «Нескучный сад» (1935). Помимо стихов, «Нескучный сад» содержал афоризмы.
Об одном из них — «Жорж, прощай. Ушла к Володе! / Ключ и паспорт на комоде» — И.Одоевцева
заметила: «Целый эмигрантский роман в двух строчках» (Одоевцева И. — С.96).
Критическое отношение к жизни русской эмиграции не меняется, однако желчная, саркастическая
интонация, злой скепсис, присущие первым двум книгам Дон Аминадо, уступают место незлобивому юмору.
Еще недавно советовавший своим соотечественникам «не шляться с мордой освежеванного кролика», Дон
Аминадо теперь призывал их к жизнестойкости, стремился вернуть им живое отношение к миру: «Спешите
жить и в дни изгнанья, / И этим дням ведется счет. / А по руслу воспоминанья / Обратно время не течет»
(«Пока не поздно», 1928). В стихах нарастает мотив самоценности человеческой жизни («Призыв к
бодрости», 1926; «Мадригал», 1927; «Весенний пролог», 1928). Жизнь оценивается Дон Аминадо не с
позиций исторического и житейского опыта эмиграции, а в свете общечеловеческих ценностей. Былое
предстает в светлой дымке печали: «Есть что вспомнить в поздний вечер. / Когда мало жить осталось, /
То, чем в жизни этой бренной / Сердце жадно надышалось!.. / Но один есть в мире запах / И одна есть в
мире нега: / Это русский зимний полдень, / Это русский запах снега» («Города и годы», 1927). Во многих
стихах пронзительно звучат ностальгические мотивы («Татьянин день», 1926; «Жили-были», «Бабье
лето», оба — 1927; «Дым», 1928, 1935; «Уездная сирень», 1929-35, и др.).
Всепоглощающее чувство тоски по безвозвратно утраченной молодости, милой сердцу России неизбывно:
«А хотел бы я жить в переулке, / Возле самой Собачьей площадки, / Где арбатские голуби летом / Меж
собою по-русски воркуют. / Очень много душа забывает / Из того, что когда-то любила» («Арбатские
голуби», 1926). Чувство щемящей грусти часто сводится у Дон Аминадо к старому быту, характерным
приметам провинциальной России: «О, помню, помню!.. Рявкнул паровоз. / Запахло мятой, копотью и
дымом. / Тем запахом, волнующим до слез, / Единственным, родным, неповторимым, / Той свежестью
набухшего зерна, / И пыльною, уездною сиренью. / Которой пахнет русская весна, / Приученная к
позднему цветенью» («Уездная сирень»). «Благодаря Дон Аминадо,— писал Д.Святополк-Мирский,— мы
можем сказать про Париж: "Здесь русский дух, здесь Русью пахнет» <...> он (поэт.— Ред.) стоит выше
партийных и классовых перегородок и объединяет все зарубежье на одной, всем приемлемой платформе
всеобщего и равного обывательства» (Евразия. 1929. 5 янв.).
В 1931 Дон Аминадо возглавил возобновленный М.Кранихфельдом журнал «Сатирикон» (печатался в нем
под псевдонимом К.Страшноватенко), который просуществовал около года. Французский читатель знал
Дон Аминадо по сборнику юмористических рассказов «Le г ire dans le steppe» («Смех в степи», 1927),
написанному совместно с М.Декобра, и книге афоризмов и каламбуров «Pointes de feu. Recueil de maximes»
(«Светящиеся точки», 1939).
В 1934 Дон Аминадо был награжден французским правительством орденом Почетного легиона. Развивая в
своей практике традиции русской классической сатиры, Дон Аминадо парадоксально соединил лирику с
сатирой. Ему была свойственна литературная игра, стилизация. О своеобразии лирической сатиры Дон
Аминадо, о значении его творчества писали мн. деятели русской литературы. «...Одним из самых
выдающихся русских юмористов, строки которого дают художественное наслаждение», назвал Дон
Аминадо близко знавший его И.А.Бунин (Современные записки. 1927. №33. С.523). М.Горький отмечал, что
«Дон Аминадо является одним из наиболее даровитых уцелевших в эмиграции поэтов», в стихах которого
«отражаются настроения безысходного отчаяния гибнущих остатков российской белоэмигрантской
буржуазии и дворянства» (За рубежом. 1934. №6. С.10). «Дон Аминадо,— писал А.Седых,— был
сатириком, достойным наследником Козьмы Пруткова, а по-настоящему он хотел быть только поэтом,
писать об уездной сирени и соловьях, о золотом локоне Тани в легкой зимней пороше» (Далекое и близкое.
Нью-Йорк, 1962. С.80).
Псевдонимы:
Шполянский Аминодав Пейсахович [07.05.1888-14.11.1957] - поэт, мемуарист
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх