Шохин Владимир Кириллович
|
Другие персоны с фамилией Шохин
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 03.05 Кто родился в этот год 1951 |
- специалист по истории философии; доктор философских наук.
Род. в Москве.
Окончил философский факультет МГУ (1974).
В 1974-1986 - сотрудник Института востоковедения АН СССР.
С 1986 - старший научный сотрудник, с 1997 - главный научный сотрудник ИФ РАН.
Докторская диссертация - "Историко-философский процесс в Индии: наяальный период" (1991).
Основные идеи связаны с концепцией истории философии в Индии.
В трудах Шохина дана периодизация истории индийской философии (и написания ее актуальной истории на основе палийских и санскритских первоисточников) на основании общей концепции философии как теоретической рефлексии, реализующейся в критике суждений (диалектика) и систематизации понятий (аналитика), применяемых к мировоззренческой проблематике, исследования бытия, познания и целей человеческого существования. Исходя из того, что для определения границ филос в любой культуре существенно важно не только то, что излагается в соответствующих мировоззренческих текстах, но и как это делается, была предпринята попытка начать историю индийской философии не с космогонических гимнов Вед и даже не с эзотерических спекуляций древних Упанишад (которое можно определить как дотеоретический гносис), но с "осевого времени" индийской культуры - середины 1 тысячелетия до н.э., шраманской эпохи, времени первой интеллектуальной революции в индийской цивилизации.
Подчеркивается определяющая роль в становлении индийской философской ситуации pro и contra, выступлений "диссидентов" и контрреакции традиционалистов, софистики и эристики. Первоначальное диалогическое, полемическое ядро индийского философского дискурса (исторически восходящее еще к словесному агону участников торжественного ритуала и дискуссиям древних ритуаловедов и языковедов) реализуется на протяжении всей его последующей истории - в реальной практике индийского философствования как общего дискуссионного клуба и в самой структуре памятников основного жанра индийской философской литературы - комментария (в котором экспозиция философских доктрин представлена в неизменном диалоге с реальным или "теоретически возможным" оппонентом).
Диалогическая структура определяет и сам многочленный индийский силлогизм (пятичленный, семичленный, десятичленный), "лишние члены" которого можно осмыслить, исходя не столько из его индуктивного характера (как полагали многие индологи), сколько из рассмотрения его как диалога с оппонентом и апелляции к аудитории. Акцентируется необходимость различения результатов философской компаративистики для историка философии (выявление параллельных метаистических архетипов) и специалист по современным проблемам философии (в частности, подчеркиваются потенциальные возможности использования достижений индийской теории аргументации в современную эпоху "новой риторики"). В общефилософском контексте предпринята попытка уточнения объемов некоторых близких, но не тождественных философских предметностей, например, историк философии должен различать границы между учением о ценностях - аксиологией в буквальном смысле - и учениями о благе (агатология) и целях (телология) - границы, как правило, в изложении соответствующего материала "сливаемые".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх