Шопен Фридерик
|
Другие персоны с фамилией Шопен
Другие персоны с именем Фридерик Кто родился в этот день 01.03 Кто родился в этот год 1810 |
- польский композитор и пианист. Музыкальная одаренность Шопена проявилась очень рано. Уже в 6-летнем возрасте он начал играть на фортепиано, сочинять музыку и систематически заниматься с чехом В.Живным - серьезным музыкантом-педагогом. В 1818г. в Варшаве состоялось первое публичное выступление Шопена. К этому времени он уже был автором нескольких фортепианных пьес - полонезов и марша. В 1823г. Шопен поступил в Варшавский лицей. В начале 1820-х гг. начал заниматься по композиции у Ю.Эльснера. В июле 1826г. Шопен окончил Варшавский лицей. Осенью того же года он поступил в Варшавскую Высшую школу музыки, где обучался почти три года. Под руководством Эльснера, превосходного музыканта и педагога, сразу же разгадавшего гениальную одаренность своего ученика, Шопен сделал огромные успехи. За время обучения Шопеном было написано много фортепианных произведений, среди которых выделяются вариации на тему Моцарта, рондо, рондо для двух фортепиано, 1-я соната, краковяк, ноктюрн ми-минор и др. Уже тогда сильнейшее влияние на Шопена оказала польская народная музыка, а также польская литература и поэзия (Мицкевич, Словацкий, Витвицкий и др.). По окончании Высшей школы Шопен в 1829г. предпринял поездку в Вену, где выступил с исполнением своих произведений. В 1830г. состоялся его первый самостоятельный концерт в Варшаве, за которым последовал ряд других выступлений.
11 октября 1830г. Шопен в последний раз играл в Варшаве и вскоре покинул родину. Конец 1830г. и первую половину 1831г. Шопен прожил в Вене. Концерты, новые музыкальные знакомства, посещение театров, поездки в живописные окрестности города - все это благоприятно отразилось на развитии его дарования. Летом 1831г. Шопен уехал из Вены. Начало сентября провел в Штутгарте; здесь узнал о неудаче польского восстания и падении Варшавы. Под сильным впечатлением от этого известия Шопен пишет этюд до-минор (соч.10, №12), часто называемый "революционным", и две глубоко трагические прелюдии - ля-минор, ре-минор. В числе его новых сочинений - концерты для фортепиано с оркестром, полонез ми-бемоль мажор, полонез для фортепиано и виолончели, ноктюрны (соч.9), польские песни на слова Витвицкого и Мицкевича и др. Шопен полностью подчиняет виртуозно-технические элементы своих произведений музыкально-поэтическим образам.
Осенью 1831г. Шопен приехал в Париж. С тех пор его жизнь связана с этим городом. Здесь Шопен сблизился с Листом, Берлиозом, Беллини, Гиллером, Мендельсоном, познакомился с писателями и художниками - Гюго, Ламартином, Ж.Санд, Бальзаком, Мюссе, Гейне, Делакруа. 26.02.1832 Шопен дал первый концерт в Париже, в котором исполнил 2-й фортепианный концерт и вариации на тему из "Дон-Жуана" Моцарта. Лист, присутствовавший на этом концерте, отмечал, что необыкновенный талант Шопена "наряду со счастливыми новшествами в области своего искусства открыл новую фазу в развитии человеческого чувства". В 1833-35гг. Шопен сравнительно много концертирует, нередко выступая вместе с такими музыкантами, как Лист, Гиллер, братья Герц. Годы 1836-37гг. были решающими в личной жизни Шопена: была расторгнута помолвка с Марией Водзинской и он сблизился с Ж.Санд.
К 1838-46г. относится наивысший расцвет творчества Шопена. Именно в это время Шопеном были созданы самые совершенные и значительные его произведения, в т.ч. 2-я и 3-я сонаты, баллады, полонезы Ля-бемоль мажор и фа-диез минор, полонез-фантазия, баркарола, скерцо, ноктюрны, мазурки, прелюдии и др. Продолжал он также выступать и в концертах (вместе с Эрнстом, Полиной Виардо, Франкомом и др.), но значительно реже, чем в предыдущие годы. Зиму Шопен обычно проводил в Париже, лето - в имении Жорж Санд - Ноан. Лишь одну зиму (1838-39) Шопен из-за пошатнувшегося здоровья провел на юге - на испанском острове Майорка (здесь были закончены его 24 прелюдии).
В мае 1844г. умер отец Шопена; смерть отца Шопен пережил крайне тяжело. Здоровье его стало внушать серьезные опасения. Разрыв с Жорж Санд, происшедший в 1847г., окончательно подорвал его силы. Последние два года жизни Шопен проходят в мучительных страданиях. Он почти не в состоянии сочинять, с трудом выступает в концертах (последнее его выступление состоялось 16 ноября 1848 на польском вечере в Лондоне), прекращает занятия с учениками. Зимой 1849г. в здоровье его наступает резкое ухудшение. Ни заботы друзей, ни приезд в Париж любимой сестры Людвики не приносят облегчения, и после тяжелой агонии он умирает. Тело Шопена погребено на кладбище Пер-Лашез в Париже. Сердце Шопена, согласно его воле, было позднее перевезено в Варшаву и помещено в костеле Святого Креста.
Беспредельная преданность композитора своей родине, своему народу, его борьба за национальное освобождение одухотворили творчество Шопена. Влюбленный в польскую народную музыку, он блестяще использовал ее богатства. В наследии Шопена значительное место занимают танцевальные жанры; танцевальность - одно из неотъемлемых свойств народно-музыкальной культуры Польши. Полонезы, вальсы, мазурки (в которых претворены особенности трех родственных по характеру народных танцев - мазура, куявяка и оберека) раскрывают связи творчества Шопена с польской народной музыкой во всем многообразии. Шопен проявил смелое новаторство в их трактовке и преобразовании. Его полонезы, например, заметно демократизируют и расширяют этот некогда торжественно-церемониальный жанр; его мазурки углубляют и поэтизируют народный танец, его вальсы содержат многие черты славянской народно-танцевальные мелодии.
По-новому трактует Шопен и нетанцевальные жанры: его этюды - высокохудожественные творения, в которых глубокое идейно-эмоциональное содержание сочетается с оригинальными средствами воплощения; его скерцо - весьма своеобразные сочинения, отличающиеся по своему типу от скерцо в классической симфонии и сонаты; его баллады - сюжетные драматические повествования, навеянные образами поэзии, полные жизненного разнообразия, контрастов, романтической свободы.
Жанровое новаторство органично сочетается у Шопена с решительным новаторством в сфере музыкального языка. Шопен создал новый тип мелодии - предельно выразительной, гибкой, непрерывно развертывающейся, сочетающей в себе черты вокальной и инструментальной, песенные и танцевальные. Шопен раскрыл также новые возможности в области гармонии; сплавил воедино элементы польской народной музыки с элементами романтической гармонии, усилил роль динамических и красочных элементов. Чрезвычайно интересны находки Шопена в области полифонии (насыщение мелодической выразительностью всех голосов) и музыкальные формы (применение весьма характерного для польской народной музыки приема вариационного развития).
Новаторство Шопена сказалось в полной мере на его исполнительском искусстве. Подобно Листу, он произвел коренной переворот в искусстве фортепианной игры, наполнив его новым содержанием.
В целом творчеству Шопена свойственна гармоничность и ясность мышления. Его музыка далека как от романтических преувеличений, так и от академически холодной замкнутости. Она чужда всякой неискренности, непосредственна, народна в своей основе, свободолюбива. Она уже давно стала символом душевной красоты человека.
Соч.: для фортепиано с оркестром - вариации на тему из оперы В.А.Моцарта "Дон Жуан" (1827), Краковяк (1828), Большая фантазия на польские темы (1823-30); 2 концерта (1829, 1830), Большой блестящий полонез (1831); фортепианное трио (1829), соната для виолончели и фортепиано (1846), Интродукция и полонез для виолончели и фортепиано, Большой концертный дуэт на темы из оперы Дж.Мейербера "Роберт-дьявол" для виолончели и фортепиано (вместе с А.Ж.Франкомом); пьесы для фортепиано - 3 сонаты, 27 этюдов (в т.ч. 12 этюдов, соч.10, и 12 этюдов, соч.25), 58 мазурок, 16 полонезов, 17 вальсов, 21 ноктюрн, 26 прелюдий, 4 баллады, 4 скерцо, 4 экспромта, 3 экосеза, 2 рондо, фантазия, Болеро, Баркарола, Концертное аллегро, Тарантелла, Колыбельная, вариации; 19 песен для голоса и фортепиано.
Лит.: Шопен Ф., Письма, М., 1965;
Пасхалов В., Шопен и польская народная музыка, М., 1949;
Кремлев Ю., Ф.Шопен, М., (2-е изд.) 1960;
Соловцов А., Фридерик Шопен, М., (2-е изд.) 1960;
Бэлза И., Ф.Шопен, М., 1960;
Мазель Л., Шопен, М.-Л., 1947;
Лист Ф., Ф. Шопен, М., 1956;
Вгоnarski L., Etudes sur Chopin, vol.1-3, Lausanne 1944;
Jachimecki Z., Chopin, Warszawa 1949;
Sуdоw В.Е., Bibliografia F.Chopina, Warszawa 1949-54;
Iwaszкiewiсz J., Chopin, Krakow 1955.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх