Шичалин Юрий Анатольевич
|
Другие персоны с фамилией Шичалин
Другие персоны с именем Юрий Кто родился в этот день 30.08 Кто родился в этот год 1950 |
- историк философии, филолог, переводчик, издатель.
Род. в г.Махачкала.
В 1968-1969 учился на философском факультете МГУ, в 1969 поступил на филологический, который окончил по кафедре классической филологии в 1974.
В 1974-1977 - аспирантура той же кафедры.
В 1979 защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидат филологических наук "Жанр и композиция "Эннеад" Плотина". В эти же годы работал секретарем у А.Ф.Лосева, благодаря которому был развит интерес к платоновской философии. Платону, платонизму и неоплатонизму посвящен цикл из 40 статей в ФЭС (1983, 1989), свыше 60 статей в новом издании "Философской энциклопедии", статьи в научной периодике, переводы (Альбин, Апулей, Алкиной, Плотин, Саллюстий-платоник, Прокл).
С 1977 по 1988 работал на кафедре классической филологии.
В 1988 перешел в ИФ РАН на должность старший научный сотрудник.
В 2000 защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора философских наук "История античного платонизма в институциональном аспекте".
В настоящее время преподает историю философии и древние языки в Государственном университете гуманитарных наук и Московской Духовной академии.
В 1990 организовал "Греко-латинский кабинет" (издательство и курсы древних языков);
в 1993 учредил "Классическую гимназию при Греко-латинском кабинете". Константы его философской позиции: иерархия бытия и иерархия знания вместе задают иерархию человеческих ценностей, а также иерархию "богословие (богооткровенная истина) - философия - наука"; философское ведение исходно и на сей день принципиально ограничено рамками единого европейского разума.
Основная сфера философских интересов - образование европейского разума. В связи с этим Шичалин продумана периодизация европейской духовной истории, опирающейся на институциональный подход: алфавит-свиток-кодекс-книгопечатание-компьютерные технологии вместе с эволюцией образовательных и научных институций задают единственную реальную основу для периодизации европейской мысли (""Осевые века" европейской истории" // "Вопросы философии" 1995. №6), которая, по мнению Ш., в своем существе, в своем совпадении с бытием - внеисторична ("Истина и история" // "Логос". 1996. №7).
Шичалин констатирует также принципиальную и фактическую исчерпанность европейского историзма. В основе педагогических взглядов Шичалин - признание онтологической наполненности образовательного процесса (Платон, Федон 107 d.3-4: "душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме образования и образа жизни").
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх