Шефнер Вадим Сергеевич
|
Другие персоны с фамилией Шефнер
Другие персоны с именем Вадим Кто родился в этот день 12.01 Кто родился в этот год 1915 |
[30.12.1914 (12.1.1915), Петроград (условно) — 5.1.2002, Петербург]
— поэт, прозаик.
Родился на дороге из Кронштадта в Ораниенбаум, проложенной по льду Финского
залива. «Предки мои,— рассказывал он,— скандинавы, обрусевшие немцы и остзейцы,
то есть прибалтийские немцы» (Невское время. 1995. 12 янв.). «Происхожу из
военно-морской семьи. На Дальнем Востоке есть мыс Шефнера (в честь Алексея
Карловича Шефнера, основателя Владивостока, прадеда писателя.— Г.Ф.]. Отец
пошел по пехотной линии. Окончив Пажеский корпус, он стал офицером Московского
лейб-гвардии полка. После революции служил военспецом в Красной Армии. Он умер
зимой 1923» (Ленинградские писатели-фронтовики. Л., 1985. С.420-421). В раннем
детстве, из-за голода, перевезенный из Петрограда в Старую Руссу, где служил
отец, Шефнер жил преимущественно в детских домах (там мать устраивалась
воспитательницей). Вернувшись в 1924 в Петроград (ставший Ленинградом), Шефнер
окончил среднюю школу, затем обучался в Учебно-химическом комбинате им.
Менделеева, с 1935 по 1938 — на рабфаке Ленинградского университета. В эти годы
и работал: на заводах «Пролетарий», «Электроаппарат», на других местах — в
должности инструктора по физкультуре, формовщика в литейном цехе,
чертежника-архивариуса, библиотекаря...
В заводской многотиражке «Пролетарий» в 1933 впервые напечатал свои стихи, а
вскоре в журнале «Резец» вышла в свет его баллада о морском кочегаре (об этом
автор узнал десятилетием позже). Вступив в 1935 в литобъединение при газете
«Смена» (руководитель И.Бражнин), затем в «Молодое объединение» при
Ленинградском СП, возглавляемое А.Гитовичем, Шефнер стал печататься в «толстых»
журналах.
В 1939 был принят в СП СССР, в 1940 выпустил первую книгу стихов.
Во время Великой Отечественной войны Шефнер (до того белобилетник из-за слепоты
левого глаза) служил рядовым в батальоне аэродромного обслуживания вблизи
Ленинграда; в янв. 1942 работал в редакции газеты «Знамя победы», откуда в
состоянии тяжелой дистрофии был препровожден в госпиталь, где чудом выжил. За
это время опубликовал в газете немало стихов агитационного характера за
подписью «боец Вадим Шефнер». Завершил войну в звании старшего лейтенанта, в
1945 вступил в КПСС. После окончания войны Шефнер целиком отдался литературному
творчеству, делясь воспоминаниями о современниках (статьи об А.Гитовиче,
Б.Лихареве, А.Чивилихине, С.Спасском, С.Ботвиннике, а также и об А.Андрееве,
И.Нерцеве, А.Рытове, А.Шевелеве).
В первой поэтической книге Шефнера содержались стихи открыто гражданственного
звучания, дышащие предощущением войны. В них проявлялась близость автора как к
его ровеснику К.Симонову, так и к более молодым (Н.Майоров, П.Коган,
М.Кульчицкий). Здесь «багровый отсвет звезд пятиконечных / И шум непобеждаемых
знамен» («Легенда о мертвых моряках Британии», «Могила бойца», «Тревога»). Но в
«Светлом береге» (1940) оказались и стихи другого плана: «Цветные стекла»,
«Болото», «Подсолнечник», где властвовали «невидимая дрожь существованья»,
ощущение таинственности мира. То же характеризовало поэзию Шефнера военных лет:
сборник «Защита» (Л., 1943) и другие стихи. Жестокая политическая обнаженность
в стихотворных агитках и глубокое философское содержание в стихах «Зеркало»,
«Шиповник», «Первая любовь», «Мрамор», где конкретные сюжеты и детали военной
поры наполнились общежитийным содержанием. Неспроста после появления книги
Шефнера «Пригород» (1946) в связи с развязанной правительством «борьбой с
космополитизмом» поэта стали печатать редко.
Событием стала книга Шефнера «Знаки земли» (1961). На фоне дискуссии «физиков и
лириков», когда обострились коллизии «город и деревня», «природа и
цивилизация», Шефнер провозгласил, что «мудрые конструктора / С природою
сближают нас», что природная целесообразность родственна «геометрическому уюту»
современной цивилизации («Ценою миллионов лет добыта эта красота / Добыта эта
простота»). Многие критики попытались тогда объявить Шефнера поэтом
натурфилософского склада. Но неспроста Шефнер так отозвался о Ф.Тютчеве:
«Поэзию Тютчева именуют философскою. Но сам он по отношению к себе этого
термина не применял и в позу философа не становился... Он любил писать о
преходящем, о мгновенном,— но чем короче наблюдаемое им явление, тем неощутимее
для нас размеренный, неотвратимый ход мирового времени, стоящего за стихами»
(см.: Филиппов Г.— С.176). Действительно, в шефнеровском переплетении
природного и интеллектуального («Первый мост»), видимого и сущего
(«Приятельницы»), вечного и навсегда ушедшего («Непрерывность») воплощалось
прежде всего одно: психологическое состояние «лирического героя», неподвластное
какой бы то ни было рациональной схеме. В стихах «Змея», к примеру, он
призывает к истреблению природного зла, грозящего людям («Убей змею на их пути
/ Ты не один на свете»), а в «Ястребе», наоборот, предостерегает: «Природа все
учла и взвесила. / Вы, легкодумные стрелки, / Не нарушайте равновесия / И зря
не жмите на курки». В книге «Своды» (1967) Шефнер превозносит одну из
неколебимых опор его творчества — память (стихотворение «Спросил у памяти») и
рядом же располагает другое: «Забывание», где память объявляется губительной,
т.е. при четком разграничении прошлого и будущего Шефнер больше всего ценит
настоящее. В стихотворение «Ночная ласточка» (1970) слышится и «гул
ракетоносца», и «бездна мирозданья», но главное — ощущение сиюминутности бытия:
«И этот рай, что виден из окна, / Еще прекрасный, ибо он не вечен». Шефнер
признает, что он страдает от рационализма. Но при наличии этого качества он и
импрессионистичен. Неспроста в поздних стихах Шефнера воспевает «петербургский
модерн» — дома Петроградской стороны, их «бесхитростную эклектичность», их
«тревожную незавершенность».
Проза Шефнера (первая публикация — рассказ «День чужой смерти» в журнале
«Ленинград», 1940) отличается тем же двуединством автобиографического и
фантастического. Это книги о своем детстве и юношестве, преображенных фантазией
(«Облака над дорогой», 1957; «Счастливый неудачник», 1965; «Сестра печали»,
1970; «Имя для птицы», 1976), и утопический роман о XXII столетии «Лачуга
должника», повесть «Девушка у обрыва» (1964) и другие произведения, включенные
Шефнером в книгу «Сказки для умных» (1987). Решительно отмежевывая свою
фантастику от той, что названа «научной», и называя себя «сказочником», Шефнер
следует принципу: «В фантастике должны действовать самые обыкновенные люди». И
истинный герой, как правило, изображается им через восприятие «человека
обыденного», скованного предрассудками своего времени. Зато в союзе «гениев» и
«обывателей» (Светочев, Белобрысое и Ковригин, Кортиков), по Шефнеру, и
торжествует незыблемая основа жизни. Свое творческое кредо он определяет так:
«Ныне... я опять, как в детские годы, подсознательно делю всех на хороших и
плохих, и главный водораздел в суждении... снова проходит для меня по линии
"добрый — злой"» (Цит. по: Филиппов Г.— С.178).
В книге лирики Шефнера «Северный склон» (1980) содержится стихотворение «Заказ
художнику» — своего рода автопортрет. Начинается оно с «картинки детства»: «Как
в орлянку шла игра / На асфальтовом квадрате / Петроградского двора», «А потом
вокзал и пристань, / Ильмень, Новгород, Валдай», «Избы, крытые соломой, /
Нянино веретено. / Старорусского детдома / Монастырское окно», а дальше — «ФЗУ,
рабфак, заводы, / Первые черновики, / Топки и паропроводы, / Коче-гарские очки,
/ Тесный стол редакционный, / Рукописная тетрадь, / Лейтенантские погоны, /
Госпитальная кровать...». Кончается же стих, так: «А закончив рисованье, /
Погляди издалека — / И возникнут очертанья / Паруса и рыбака. / Не попутный
дует ветер, / Мало шансов на улов, / Но рыбарь бросает сети / В глубь неведомых
миров». В этом двуединстве — чувства повседневности и романтической
приподнятости — и проявилась прежде всего писательская сущность Шефнера.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх