Шептулин Александр Петрович
|
Другие персоны с фамилией Шептулин
Другие персоны с именем Александр Кто родился в этот день 03.01 Кто родился в этот год 1929 |
- специалист в области философской теории бытия и теории познания; доктор философских наук, профессор
Род. в с.Ново-крещено Пензенской обл.
Окончил Казанский юридический институт (1951), аспирантуру ИФ АН СССР (1957).
С 1957 - преподватель философии в различных учебных заведениях городов Тулы, Горького, Красноярска, Москвы.
В 1959-1961 читал курс философии в ВПШ при ЦК партии трудящихся Вьетнама.
В 1961-1969 - старший научный сотрудник ИФ АН СССР,
в 1969-1978 - начальник отдела (затем - управления) преподаватель общественных наук в Министерстве высшего и среднего специального образования СССР. Одновременно преподавал философии в МГУ.
С 1965 по 1985 - заведующий кафедрой философии МВТУ им. Н.Э.Баумана.
В 1978-1985 - заведующий сектором диалектической логики ИФ АН СССР.
В последние годы жизни работал в ИФ АН СССР старшим научным сотрудником-консультантом.
Докторская диссертация - "Система категорий диалектики" (1967).
Шептулин являлся руководителем советской части авторского коллектива, заместитель главного редактора и одним из авторов советско-болгарских трудов по теории отражения (1969, 1973, 1981). Был редактором (и соавтором) учебных пособий "Диалектический и исторический материализм" (М., 1985; 2-е изд.- 1988) и других коллективных трудов.
Шептулин был одним из тех философов-специалистов, чья деятельность отличалась органическим единством научно-исследовательской, учебной (диатрибической) и организаторской (на уровне Министерства) работой.
В центре его научных интересов стояла диалектика как система принципов, категорий и законов. Он глубоко изучил историко-философскую традицию, связанную с поиском эффективных средств систематизации всеобщих категорий, а при формировании своего представления о системе категорий опирался также на опыт советских и западноевропейских ("буржуазных", как тогда называли) философий. Такой широкий подход, ориентированный не только на какие-нибудь несколько источников (или только на свои прежние работы, да работы Маркса-Ленина), что нередко встречался у советских философов и выдавался за "оригинальность", не был свойствен Шептулину. Он показал пример ассимилирования и обобщения максимально полного опыта исследования конкретных философских проблем.
Шептулин досконально изучил принцип совпадения логического и исторического, принцип восхождения от абстрактного к конкретному и применил их к проблеме построения системы онтологической и гносеологической категорий. Получилась целостная и интересная в научном отношении система категорий (см. 1967). Конечно, не обошлось и без "огрехов", замеченных критиками; но если поиск "начала" при развертывании категорий приводил Ш. к идущему от ортодоксального марксизма "основному вопросу философии" с двумя его сторонами и деликатно не замечался критиками, то применение принципа совпадения логического с историческим справедливо заслужило упрек в том, что "логическое" без должного основания оказывалось соотнесенным и зависимым от несколько модифицированного, но все того же "логического" (пример - следование категорий "качества" - "количества" - "меры" - "скачка").
Шептулин впервые на материале многих наук, а не только социальных, исследовал диалектику единичного, особенного и общего. Беги говорить обобщенно, то его система категорий почти в каждой своей структуре содержала интересный проблемный и познавательный материал. Следует учесть при этом, что в советской учебной литературе для студентов и аспирант в течение почти 30 лет внедрялся штамп: работа 1938 "О диалектическом и историческом материализме", авторство которой связывалось с именем Сталина. В течение десятилетий структура и содержание категорий этой работы считались класс, и на нее должны были ориентироватьсяч как научные, так и, в особенности, учебные разработки по философии. После некоторой "оттепели" в философии последовало указание ЦК КПСС, запрещающее "произвол" в написании учебников и разрешающее только один официальный учебник (таковым долгое время являлся "учебник Константинова"). Но в конце 50-х годов появился учебник по философии Шептулина, своей необычностью и привлекательностью подорвавший монополию официального заидеологизированного учебника. За ним последовало издание ряда других учебников, среди которых в 60-х годах был учебник А.Г.Спиркина.
Важно, что научная система категорий, созданная Шептулиным, нашла свое воплощение в последующем "особенно в 70-е гг." в нескольких учебниках, написанных самим Шептулиным или под его редакцией. Что касается организационной работы Шептулина (учебные планы по философии, планы семинаров, формы работы со студентами и т.п.), то здесь были совершены (в бытность Шептулина начальника управления преподавания общественных наук в Минвузе СССР) крупные изменения в направлении демократизации преподавания философии студентам и аспирантам.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх