AZ-libr.ру

информационный портал





Шевырёв Степан Петрович
[30.10.1806-20.05.1864]

  Другие персоны с фамилией Шевырёв
Другие персоны с именем Степан
Кто родился в этот день 30.10
Кто родился в этот год 1806

       - критик, публицист, литературовед, эстетик, поэт.
       Род. в Саратове, в дворянской семье.
       Учился в Московском университетском благородном пансионе (1818-1822), участвовал в деятельности кружков Раича и "любомудров".
       Сотрудник журнал "Московский В." (1827-1829), "Московский наблюдатель" (1835-1837), вместе с М.П.Погодиным возглавлял журнал "Москвитянин" (с 1841).
       Профессор Московского университета (с 1837), академик (с 1852).
       В 1857 в результате скандала оставил университет и уехал за границу.
       Умер в Париже.
       Свою эстетическую и литературную деятельность Шевырёв начал с убеждением, что эстетическому суду подвержено любое произведение искусства и что существует единый закон для изящного. Поэзию он подразделял на историческую, описывающую внешнюю жизнь, и на поэзию внутренней жизни - идей и чувств. Выступил теоретиком "поэзии мысли" (раскрывающей строение и развитие идей), к которой относил произведения Бенедиктова, Хомякова, Языкова и свои собственные стихи.
       Шевырёв разделял представления эстетики романтизма о том, что искусство есть не подражание действительности, а творение художника, получающего вдохновение из божественного мира ("Теория поэзии в историческом развитии у древних и новых народов". М., 1836. С.36). Использовать искусство как средство разрешения социально-политических вопросов - значит, по мнению Ш., губить его. С этих позиций он выступал против эстетики и литературы "критического реализма", в первую очередь,- против идей Белинского. Умозрительным эстетическим построениям немецкой классической философии (особенно гегелевской) Ш. противопоставлял исторический метод. В работе "История поэзии" он представил свою концепцию "исторической критики", стремясь доказать, что история развития разных народов, составляющая историю поэзии человечества, и есть "полная и живая наука сего искусства" ("История поэзии". Т.1. М., 1835. С.107).
       Шевырёв подчеркивал значение народности, нац. характера для понимания поэзии и искусства вообще. Так, он считал Шекспира выразителем духа английского практицизма. Своеобразие искусства того или иного народа для Шевырёва определялось прежде всего религией (ей отводилась решающая роль в народной судьбе), а также природно-климатическими и хозяйственными условиями.
       Эстетика Шевырёва прочно сопряжена с его общефилософскими воззрениями, отмеченными чертами славянофильства.
       Шевырёв соглашался с Шеллингом и Баадером в том, что только в религиозном откровении философ может обрести свет и силу.
       Шевырёв утверждал, что для России народность, неотделимая от православия, становится главным элементом текущей истории. Он писал: "Три периода совершает человечество вообще, и каждый народ в особенности, по трем элементам, которые участвуют в его развитии: божественный, личностно-человеческий и народный. Эти три элемента, обозначающие три периода, соответствуют троичному проявлению самого Божества". Россия, по Шевырёву, вступает в период, определяемый народностью: в отличие от загнивающего Запада, пропитанного "трупным ядом цивилизации", русские и родственные ему народы несут миру здоровый дух истинной христианской религиозности и смирения. Не разделяя упований славянофилов на общину, Шевырёв возлагал надежды на самодержавие как на силу, способную развить личностное начало в русском человеке. На этих основаниях Шевырёв вел борьбу с западниками и защищал триединство "самодержавия, православия, народности".

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:19:18 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"