Шевцов Евгений Валентинович
|
Другие персоны с фамилией Шевцов
Другие персоны с именем Евгений Кто родился в этот день 03.07 Кто родился в этот год 1939 |
- специалист в области эстетики; доктор философских наук, профессор
Род. в г.Дербент (Дагестан).
Окончил Азербайджанскую государственную консерваторию им. Уз.Гаджибекова (1963), аспирантуру кафедры эстетики философского факультета МГУ (1970).
В 1977-1986 - проректор, заведующий кафедрой философии Театрального училища им. Б.В.Щукина;
в 1986-1991 - заведующий кафедрой философии Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского.
С 1991 по настоящее время - профессор кафедры философии Государственного университета управления им. С.Орджоникидзе, профессор Академии классического балета Большого театра.
Область научных интересов Шевцова - формы и этапы освоения человеком эстетической реальности, возможности и границы трансформации духовного мира средствами искусства, проблемы освоения отечественного философско-эстетического наследия. Одна из центральных идей, разрабатываемых Шевцовым,- идея построения неклассической эстетики.
Согласно Шевцову, сложная, многоуровневая структура эстетического опыта не может быть освоена лишь в традиционных категориях классической эстетики, редуцирующей индивидуальный эстетический опыт к деятельности абстрактного эстетического субъекта. Неклассическая эстетика осмысливает опыт индивидуального жизнестроения в "формах витальности". Принцип дискретности эстетического опыта классической эстетики уступает место принципу континуальности.
Шевцов выделяет в качестве особого эстетического объекта сферу обыденной жизни, признание разноуровневости сферы обыденного рассматривается в качестве необходимой предпосылки конструирования "новой" эстетики. В отечественной философско-эстетической мысли - от К.Леонтьева до А.Лосева - Шевцов видит прообраз неклассической эстетики.
Другой областью применения принципов неклассической эстетики - музыкальное сознание. Музыка не есть иллюстрация философии; в образно-символической форме музыка корректирует и часто опережает философскую рефлексию культуры. Деконструкция типов музыкального сознания позволяет выявить скрытые тенденции эволюции философского сознания.
Шевцов рассматривает три парадигмы музыкального сознания, сосуществующие в наше время, но исторически возникающие одна за другой.
Первая - идея "чистой" музыки в творчестве композиторов Нового врвемени как выражение философского трансцендентализма. "Чистая" музыка пренебрегает идеей времени, с ее помощью культура избавляется от переживания и осмысления времени.
Вторая парадигма музыкального сознания - символическое выражение процесса перманентных трансформаций, континуальности жизненного потока, в котором сливаются переживание мира и объективная длительность. Музыка пытается погрузить человека в стихию вечного становления, подчинить культуру идее времени. Музыкальное сознание данного типа характерно для конца XIX- начала XX в.
Наконец, третья парадигма музыкального сознания, по мнению Шевцова, это так называемая универсальная или "абсолютная" музыка (Я.Ксенакис, Дж.Кейдж, К.Штокхаузен, А.Шнитке и др.) как прорыв к бытийным структурам. Музыка рассматривается в качестве "следа" вечности. Музыка в данном случае выражает произвольное обладание временем как формой данности вечности человеческому восприятию (замедление и остановка времени, конструирование "кругового" времени, движение времени вспять). "Незвучащая" музыка, молчание в рамках данной парадигмы рассматривается как предельно концентрированный символ бытия.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх