Шёнберг Арнольд
|
Другие персоны с фамилией Шёнберг
Другие персоны с именем Арнольд Кто родился в этот день 13.09 Кто родился в этот год 1874 |
- австрийский теоретик и композитор. Систематического образования не получил, являясь по существу самоучкой (недолгое время брал уроки у А.Цемлинского). В 1901г. Шёнберг переехал в Берлин, где дирижировал театральными оркестрами и сочинял песенки для кабаре, что было тогда его единственным источником существования. К этому времени он уже был автором ряда симфонических и камерных партитур. Летом 1903г. Шёнберг вернулся в Вену, где, продолжая активную творческую деятельность, занялся преподаванием композиции. В числе его первых учеников - А.Берг и А.Веберн. Около 1908г. начинает заниматься живописью, примыкая к направлению экспрессионизма. С 1910г. недолгое время ведет класс композиции в Венской музыкальной академии, с 1923г. - руководитель кафедры композиции в Высшей музыкальной школе в Берлине. В 1933г. Шёнберг вынужден был эмигрировать из фашистской Германии во Францию, а оттуда в США, где до 1944г. занимался педагогической деятельностью в консерватории Малкина в Бостоне и в университете Лос-Анджелеса (1936-44).
В ранних произведениях Шёнберг предстает как неоромантик, по следователь Вагнера, в меньшей степени Брамса: струнный секстет "Просветленная ночь" (1899; в 1917г. переложен для струнного оркестра), симфоническая кантата "Песни Гурре" (1901-11), симфоническая поэма "Пеллеас и Мелизанда" по М.Метерлинку (1903) и др. Полифонический стиль Шёнберга достигает необычайной сложности и изощренности, при редком богатстве тембровых колористических эффектов. В 1906г. появляется "Камерная симфония" ми-мажор для 15 инструментов (своеобразный опыт применения квартовых гармоний). В 1909г. обозначается окончательный отход Шёнберга от принципа тональности. Он создает экспрессионистские оперы - монодраму "Ожидание" (1909; постановка 1924г.) и "драму с музыкой" "Счастливая рука" (1913; постановка 1924г.), в которых приходит к полному "растворению тональности", к атонализму, получившему наиболее яркое воплощение в мелодраме "Лунный Пьеро" для голоса и восьми инструментов (1912). В этом сочинении, проникнутом чувством тоски, одиночества, Шёнберг впервые использовал прием "говорящего пения" (Sprech-gesang).
Атональный период в творчестве Шёнберга продолжался относительно недолго. В 1922г. он опубликовал перед своими учениками результаты длительных теоретических изысканий, приведших его к идее "упорядоченного атонализма", к методу композиции на основе 12-тонового "ряда", или "серии", получившего название додекафония. Первой пьесой, написанной по новому методу, был Вальс из "Пяти пьес для фортепиано" (соч.23). Затем с каждым новым сочинением в додекафонном стиле Шёнберг совершенствовал свою систему, основанную на полном равенстве всех 12 полутонов хроматического звукоряда, не знающих тяготения друг к другу или к основному тону. "Ряд" из 12 не повторяющихся тонов, составляемый для каждого нового произведения, должен, по мысли Шёнберга, заменять ладовую основу сочинений, вносить строгий порядок в атональное мышление. По новой системе Шёнберг создал ряд оркестровых, камерно-инструментальных произведений: оперу "С сегодня на завтра" (постановка 1931г.), "библейскую драму" "Моисей и Аарон" (1932, не окончена; постановка 1957г.), "Вариации" для оркестра (1928), скрипки (1936) и фортепиано (1942) концерты, квинтет для духовых, квартеты №3 и №4 и др. С течением времени отношение Шёнберга к своей системе изменялось. В сочинениях, написанных в годы жизни в США, он не раз допускал отклонения от строгих правил додекафонии, чем вызывал недовольство некоторых своих учеников и последователей. В ряде последних сочинений Шёнберг возвращается к принципу тонального письма или допускает постоянные нарушения жестких правил додекафонии, используя в своей музыке тональные элементы. Влияние Шёнберга на развитие современной музыки (особенно в годы после 2-й мировой войны) было чрезвычайно сильным и сказалось на развитии многих национальных школ. Распространению влияния Шёнберга способствовал его выдающийся талант педагога-теоретика и блестящего полемиста, создавшего ряд ценных теоретических трудов ("Учение о гармонии" - 1911г., теоретические и полемические статьи, собранные в книге "Стиль и идея" - 1950, и др.).
Соч.: (кроме упомянутых): оперы; для оркестра - 2 камерные симфонии (1906, 2-я ред. для большого оркестра - 1935, №2 - 1940), пять пьес для оркестра (1909-49), сюита для струнного оркестра (1934), Тема с вариациями (1943); оркестровые транскрипции произведений И.С.Баха и др.; сюита для септета, серенада для баритона, кларнета, бас-кларнета, мандолины, гитары, скрипки, альта и виолончели, 4 струнных квартета, струнного трио, фантазия для скрипки и фортепиано, пьесы для фортепиано; оратория "Лестница Иакова" (не окончена), "Ода Наполеону" (текст Байрона) для чтеца, фортепиано и струнного квартета (1942), кантата "Свидетель из Варшавы" (1947), хоры, песни, в т.ч. циклы 15 поэм на слова С.Георга, и др.
Лит.: Соллертинский И., А.Шёнберг, Л., 1934;
Тильман И., О додекафонном методе композиции, "Советская Музыка" 1958 №11;
Stuckenschmidt H., A.Schoenberg, Zurich 1951;
Rufer J., Das Werk A.Schoenbergs, Kassel 1959;
Vlad R., Storia della dodecaphonia, Milano 1958;
Glenn G., A.Schonberg, Cincinnati, 1965.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх