Шамшурин Валерий Анатольевич
|
Другие персоны с фамилией Шамшурин
Другие персоны с именем Валерий Кто родился в этот день 19.03 Кто родился в этот год 1939 |
[19.3.1939, Агрыз (Татария)]
— поэт, прозаик.
Родился в семье железнодорожника. Вскоре после его рождения отца перевели в Горький, где и прошло
детство писателя. Поэтический дар пробудился в Шамшурине еще в ранние школьные годы: первые
строки появились под влиянием лирики Пушкина, томик стихов которого Шамшурин получил в подарок на
день рождения. Из ярких впечатлений детства — увлечение поэзией Некрасова, произведения которого
часто цитировал отец.
Окончив школу, Шамшурин поступил на историко-филологический факультет Горьковского университета.
В студенческие годы состоялся творческий дебют Шамшурина 27 марта 1958 в газете «Горьковский
рабочий» напечатано стих. «Он богатырски встал», посвященное памятнику М.Горького работы Мухиной.
С этого момента, по признанию самого Шамшурина, литературное творчество стало его судьбой.
После окончания вуза в 1961 Шамшурин работает директором 8-летней сельской школы на Алтае, затем
возвращается в Горький, где устраивается на студию телевидения: сначала — в редакцию
промышленных передач, а затем в молодежную редакцию «Факел».
С 1967 начинается «газетный» период жизни Шамшурина. В редакциях «Ленинской смены» и
«Горьковского рабочего» Шамшурин проработал более 10 лет — до 1978. Этот период ознаменовался
творческими успехами и ростом поэтического мастерства.
В 1968 выходит первая книга его стихов «Ливни», нашедшая положительный отклик Л.Безрукова,
отметившего в статье «Начало успеха», что творческая манера автора, его характер и его устремления с
предельной остротой выразились в стихотворении «Ливень», которое «все объединило в сборнике,
заставило звучать, дать настрой всему, что поэт любит и ненавидит, вторгаясь в мир живущий, принимая
все его боли и радости близко к сердцу» (Ленинская смена. 1968. 11 дек. С.3). Стихотворение, давшее
название сборнику, несет в себе сильнейший эмоциональный заряд, выразившийся в напряженной
метафоричности: «В асфальт, в дома, в собак, в людей, / В портреты, в гомон площадей / Прямой
решительностью линий / Ударил ливень. / Все вмиг намокло, потекло. / И вспененные, точно в мыле, /
Дома по улицам поплыли, / Отфыркиваясь тяжело». В первую книгу в основном вошли стих.— раздумья о
человеческих судьбах, о смысле и истоках творчества.
За «Ливнями» последовали книги «Штык» (1972), «Красный день» (1976), где продолжается углубление
лирических начал первого сборника. Стихи Шамшурин публикуются в «Комсомольской правде» и
центральных изд-вах, переводятся в СССР и в Болгарии. В 1977 в Москве в издательстве «Современник»
выходит сборник «Светлояр».
А.Н.Алексеева, характеризуя поэтический стиль Шамшурина, отметила в его стихах «яркость детали»,
«остро подмечаемые оттенки переживаний», «лаконичность и точность художественных средств»,
указала на оригинальность преобладающей в творчестве поэта пейзажной лирики, имеющей
своеобразную худож. структуру, «с необходимой краткостью, афористичностью речи», с
«грубо-зримыми», «выразительными» образами (Алексеева А.Н. — С.99,105-106). Исследовательница
также проследила развитие и углубление основных тем, характерных для творчества поэта: «Мотивы
"Отчизны", "Малой родины", все чаще появляются в новых стихах Валерия Шамшурина. Если в первых
книгах деревенские проблемы исчерпывались темой ухода из деревни молодых или новых кадров ("В
далеком районе", "Сегодня ночью посевная кончилась...") или лирическими воспоминаниями о детстве
("Чуть поскрипывают полозья...", "Дядя Миша", "На Селигере", "Теплые деревни", "Сентябрь"), то теперь
ощущения бывшего деревенского человека, ставшего городским и страдающего ностальгией по
"истокам", становятся главной темой. Сейчас это постоянный мотив у поэтов разных поколений, только
Валерий Шамшурин из тех, кто умеет ему придать очень личный, совсем не претенциозный оттенок
чего-то родного, близкого, обязательного для каждого сердца» (Алексеева А. Н.— С.102).
В 1980-е Шамшурин работает редактором в Волго-Вятском книжном издательстве, возглавляет
Горьковскую писательскую организацию, входит в состав редколлегии журнала «Волга».
Еще первый сборник поэта «Ливни» завершали несколько стихотворений, сюжеты которых обращены к
страницам русской истории («Палач Пугачева», «В Ферапонтовом монастыре», «Похороны Моцарта»,
«Трубач»). В конце 1970-х интерес к отечественной истории становится преобладающим в творчестве
Шамшурина. Он начинает сбор материалов о Смуте XVII в. Столь масштабный материал потребовал
воплощения в прозаическом жанре. В 1989 появляется роман «Каленая соль» (рецензент — профессор
Р.Скрынников), повествующий о создании народного ополчения как следствии роста национального
самосознания и укрепления народного единства в условиях боярской междоусобицы. В центре
повествования — образы Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, вставших на защиту Отечества.
Ю.Адрианов, рассуждая о книге Шамшурина, говорит том, что характеры этих героев еще только
выстраиваются: автор выделил в них преобладающие, но несомненно важнейшие качества, показав
Минина и Пожарского как воинов и государственных мужей, носителей народной добродетели. Адрианов
отмечает также мастерство автора в обрисовке ряда др. персонажей: «Несомненно, удалась Марина
Мнишек, авантюристка, алчность и бесстыдство в жизни и политике которой давно стали
нарицательными. И рядом — тонкий интриган, себялюбец, патриот, но с холодным расчетом, Авраам
Палицын, шляхтич Ружинский, трагикомическая фигура Лжедмитрия II, Василий Шуйский, нижегородский
воевода Репнин». Предметом исторического и худож. исследования Шамшурин, по мнению Адрианова,
является «крестный путь к возрождению национального духа» (Адрианов Ю. 1990. С.3).
«Каленая соль» дает толчок творческому поиску Шамшурина в области исторического романа. Так
постепенно создается романная трилогия о нижегородском ополчении 1612 («Каленая соль», 1989, «Набат
над Волгой», 1991, «Алтарь Отечества», 1992).
В 1996 выходит книга «Жребий Кузьмы Минина», написанная на основе ранее изданной трилогии.
Совместно с Ю.Адриановым Шамшурин написал историческую книгу «Старый Нижний» (1994). Появляются
в печати историко-литературные очерки «Минин и Пожарский — спасители Отечества» (1997) и
научно-популярное издание «Николай Карамзин» (1998). Не прекращается работа над новыми
историческими произведениями. Не менее значительный труд Шамшурин вложил в создание
литературно-художественного журнала «Нижний Новгород», главным редактором которого он являлся в
1997-99.
Шамшурин — председатель правления Нижегородской областной организации СП России, профессор
Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры. Лауреат литературной
премии Международной ассоциации писателей баталистов и маринистов им. В.С.Пикуля, премии СП России
им. Н.М.Карамзина, премии редакции «Роман-газета» — «Отечество», лауреат премии Нижнего Новгорода,
заслуженный работник культуры РФ.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх