Шадринов Алексей Юрьевич
|
Другие персоны с фамилией Шадринов
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 22.02 Кто родился в этот год 1973 |
[22.2.1973, г.Белозерск Вологодской обл.— 23.2.1992, воинская часть под г.Красноярском; похоронен в
Белозерске]
— поэт.
С 1980 по 1990 учился в средней школе №1 г.Белозерска. Уже «в тринадцать лет написал свои первые
необыкновенно выразительные и зрелые стихи...» (Дорошенко Н.— С.1), некоторые из них были
напечатаны в районной газ. По воспоминаниям И.А.Богомоловой, учительницы русского языка и
литературы, Шадринов «на выпускном экзамене по литературе, отвечая последним, читал уставшей
комиссии свою поэму "Оборотень", и, когда остановился, боясь наскучить, удивленные и обрадованные
учителя просили его продолжать» (Далекий плач. С.130). В 1991 Шадринов был призван в армию, где
трагически погиб в 19-летнем возрасте. Перед уходом в армию Шадринов принял святое крещение, решил
сжечь свои стихи и бросил их в печь, но по счастливой случайности рукописи удалось спасти.
После смерти поэта появилась книга «Далекий плач» (Вологда, 1994) и подборки его стих, в московских и
вологодских журналах. В 1998 родителями Шадринов был передан архив с неизвестными стих, и поэмами
для публикации в Москве. Неизвестные читающей России произведения Шадринов по своей
оригинальности и философичности оказались на порядок выше ранее опубликованных. Наиболее
значительные из них: «Отшельник!», «Размышления странника», «Обитель», «Деревня (стихи)»,
«Пилигримы», «Оборотень (поэмы)», «Глушь», «Холодные берлоги», «Исповедь (проза)». Сборник
избранных стихотворений и поэм Шадринов вышел в Москве в 2001.
Шадринов был дан с рождения подлинный поэтический голос, «голос истинной Поэзии» (Цыганов А.— С.7).
Как человек и как поэт Шадринов был многим обязан природе. Его пейзажная лирика (стихотворение
«Весь мир молчит, и занавес приподнят...», «У нас уже черемуха цвела...», «Рассветный край» и др.) — не
набор сухих зарисовок, а действительно словесная живопись, которой свойственны удивительная
пластичность, цветовая и образная гармония: «Река хранит причудливость изгиба, / Там след змеи
пурпурной на песке, / Там расцветает лилия, там рыба / Взвилась клинком, сверкающим в прыжке»
(«Пилигримы»). Лирика Шадринов — медитативно-изобразительная по преимуществу, поэт знал, что
мысль присутствует в самой природе, в символичности ее примет и стихий, автору нужно только
продолжить, развить ее: «Ветра шумят по всей земле, / Листва колышется повсюду,— / Я чуткий в
предрассветной мгле, / Знакомый голос раздобуду» («Все ж, не подъемля головы...»). Еще один
устойчивый мотив в его стихотворении — предчувствие судьбы, условно говоря, «воспоминание о
будущем»: «Рыдают гуси, клином размежив / Поля небес, изрытых облаками, / Моя душа над родиной
летит, / Обняв ее бесплотными руками...» («Холодный воздух — хрупкая слюда...»). Романтические
мотивы лирики Шадринов: душевная двойственность («Без черного нет белого...»), сознание своего
бессилия, одиночество, автобиографический характер лирического героя и соответственно,
исповедальность — не случайны не только в контексте его поэзии, но и в контексте времени. Предельное
духовное напряжение — одна из традиций русской поэзии. Но главная тайна ее — мистический переход
стихотворного текста в лирический (знаменитый ахматовский «сор»). У Шадринов видна двойственная
природа подобного явления: с одной стороны, это «муть», безблагодатная материя, с другой —
чудотворение, уже не авторская воля, а воля Творца: «С больших глубин поднялась эта муть, / И благо,
что от сердца не дано Вам / Сорвать покров, войти и заглянуть / В горнила, порождающие Слово»
(«И.А.Богомоловой»).
Для поэзии Шадринов характерны драматические смены ритма, оригинальные строфические схемы,
образно-символические ряды, «возвышенная» и библейская лексика: вече, обитель, бренный след, Божья
Воля, Пресветлый Дух, кадила; соответствующие сравнения: «Плывет туман, как дым из преисподней...».
Эпитеты у Шадринов в большинстве своем — с трагической окраской: неясный ужас, унылый корабль,
безвременная ночь, сгорбленные ели и т.п. В последнем стих, поэта они определяют и тон, и даже смысл:
«Мне разлука с тобой, как ночь бессонная, / Ночь глухая, беззвездная, нескончаемая» («Высоко так
подняться нельзя и дереву...»).
Шадринов обладал настоящей творческой смелостью. Он мог легко соединить в двух строках
лермонтовский мотив и мифологическое сравнение (душа-птица): «Меж землею и небом / Словно птица
метался...». Лирика Шадринов отмечена проникновением в запредельные высоты человеческого духа
(«Все ж нет предела человеческой души...»), афористичностью и одновременно загадочностью мысли («Я
на земле и на небесах»), дерзкими образными сопряжениями, отмеченными «детской» гениальностью:
«Надо только бросить в воду камень, / Чтоб увидеть синий танец звезд». Контрасты в его поэзии —
нечеловеческого диапазона: «синяя птица» детства,— и смятение, ужас бытия, полуфантастические,
апокалиптические картины: «Все небо ножами распорото...» Подростковая влюбленность,— и опыт
мудреца, за плечами которого — целая жизнь: «Не дорожи ничем земным, / Безудержным и мимолетным».
Поразительно объемная и богатая смысловыми оттенками лексика, удивительные сравнения, рождающие
множество ассоциаций, неожиданные рифмы, смелые ударения — все говорит о том, что Шадринов как
языкотворец не боялся ничего и никого, он не «владел» языком, он был полностью в его власти. В поэме
«Оборотень» удивляет не столько парадоксальное сочетание монолога с внутренним диалогом, сколько
связанность примет русской катастрофы с диктуемым кем-то сверху поэтическим потоком сознания,
пытающегося найти ответы на вечные вопросы бытия. Но наиболее сильное впечатление производит
драматическая поэма-загадка «Пилигримы», полная мистики и философских откровений, находящаяся вне
времени и пространства, но запечатленная на фоне живописнейших земных пейзажей. «Звук и
пространство — эти понятия становятся для меня полны неизъяснимого поэтического наслаждения»,—
писал Шадринов «Очарованный странник наших дней», поэт «не от мира сего» (Куняев Ст.— С.121), он
сразу познал великую тайну русской поэзии: «Не мни, читатель, средь бумажной пыли / Найти следы тебе
знакомых дней. / Я верен весь туманящейся были, /Я к ней клонюсь и почиваю в ней» («Пилигримы»).
Творчество Шадринова — это стремительный и ранний взлет от детской непосредственности к вершинам,
большинство из которых, увы, еще только предстояло покорить; уникальное явление в русской поэзии XX
в.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх