Чухонцев Олег Григорьевич
|
Другие персоны с фамилией Чухонцев
Другие персоны с именем Олег Кто родился в этот день 08.03 Кто родился в этот год 1938 |
[8.3.1938, г. Павловский Посад Московской обл.]
— поэт, переводчик.
Окончил факультет русского языка и литературы Московского государственного педагогического
института им. В.И.Ленина. Печататься начал в 1958. В 1960 подготовил сборник стихов «Замысел», однако
идеологическая цензура не позволила ему выйти в свет. Критика Чухонцева в 1968 за стихотворение
«Повествование о Курбском», в котором якобы оправдывалось предательство, еще больше затруднила
выход книг поэта. В результате первый сборник стихов Чухонцева «Из трех тетрадей» вышел только в
1976. Второй его сборник — «Слуховое окно» — появился в 1983, а третий — «Ветром и пеплом» — в 1989.
Для поэтического мировосприятия Чухонцева характерны драматизм, историзм и лирико-философская
рефлексия, формировавшаяся под влиянием таких христианских и неохристианских мыслителей, как
П.Я.Чаадаев, К.Н.Леонтьев, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.Ф.Фёдоров и др. Долгое
пребывание в идеологическом подполье способствовало развитию как в мировосприятии поэта, так и в его
стиле драматической двойственности, контрастности в соотношениях между светом и тенью, добром и
злом, видимой стороной жизни и ее «ночной» изнанкой, между миром реальным, предметным и миром иным,
идеальным, духовным, божественным, между верой и знанием, жизнью и смертью. В этой двойственности
и контрастности преобладают мрачные тона, рембрандтовские светотени. Психологически и
стилистически Чухонцев родствен Достоевскому, его современникам К.Случевскому, И.Анненскому и
А.Апухтину, а также В.Ходасевичу.
Развитию двойственности способствовала и биография Чухонцева. Рожденный в Посаде —
полудеревне-полугороде, посвятивший ему многие свои стих, и поэму «Свои. Памяти близких», считающий
себя «интеллигентом в первом поколенье» («Отрывок»), поэт чувствовал себя в столичной
интеллигентской среде человеком пришлым, чужим и одиноким, хотя, с другой стороны, он здесь нашел и
друзей, поклонников своего таланта.
Глубокий историзм поэзии Чухонцев сказывается не только в изображении далекого («Илья»,
«Повествование о Курбском», «Кончина Ивана», «Похвала Державину», «Барков», «Батюшков»,
«Дельвиг», «Каховский», «Чаадаев на Басманной») и близкого («Свои», «Кот в сапогах», «Двойник»)
прошлого, но и в изображении современности («Соседка», «Семен Усуд», «Однофамилец»), Особенно
внимателен поэт к мрачным, трагическим периодам национальной истории: эпохе Ивана Грозного и
временам сталинизма. Для характеристики того или иного времени он чаще всего прибегает к жанру
историко-психологического портрета, а иногда к панорамным зарисовкам («На ташкентской бойне»,
«Репетиция парада»), в т.ч. пейзажного характера («Когда запевает бор», «Пасха на Клязьме»). В
стихотворении «Седой учитель начальных классов...» выразительно дан портрет участника Великой
Отечественной войны, рассказ которого о событиях древнерусской истории, ассоциируясь с недавней
«правой битвой», участником которой был он сам, вызывает размышления о высшем смысле нашей
Победы, оплаченной большой кровью. Полны глубокого драматизма размышления поэта об изнанке
исторического процесса в стих. «Нет ничего ужасней вырожденья!..». Непримиримо относясь к
деспотизму, являясь сторонником исторического прогресса, Чухонцев вместе с тем остро чувствует, какой
дорогой ценой этот прогресс оплачивается и как медленно и мучительно он осуществляется. В отличие от
многих шестидесятников, Чухонцев ни в годы хрущевской оттепели, ни сейчас не уповает на скорое
изменение жизни к лучшему.
Чухонцев — почвенник по своим убеждениям, у него, говоря словами из его «Баллады о реставраторе»,
«история в крови», но его любовь к России не является, как и у Чаадаева, слепой, она похожа на
«странную любовь» Лермонтова. В стихотворении «Через двор» поэт говорит: «Прости мне, родная
страна, / За то, что ты так ненавистна. / Прости мне, родная чужбина, / За то, что прикушен язык. /
Покуда подлы времена, / Я твой поперечник, отчизна». У поэта, который в стих. «Голос за снимком»
чувствует себя прахом тех, кто сгинул в ГУЛАГе, любовь к родине и не может быть другой, как
«поперечной». В стихотворении «...А в эти дни горели за Посадом...» о такой любви сказано: «Нет, не
любовью, видно, а бедою / Выстрадываем мы свое родство, /А уж потом любовью, но другою, / Не
сознающей края своего. / Да что об этом! Жизнью и корнями / Мы так срослись со всем, что есть кругом, /
Что кажется, и почва под ногами — / Мы сами, только в образе другом». В стих. «Не к этой свободе
тянусь...» Чухонцев признается: «...С годами люблю все сильнее / Не родину эту, не Русь, / Не хмурое
небо над нею,— / И это, конечно! — но взгляд / Бросая на наши равнины, / Взыскуешь невидимый град / Из
этой духовной чужбины».
Поисками духовного обетования проникнуты философские размышления Ч. о жизни и смерти (триптих
«Superego»), его вариации на библейские темы («Фрески», «Сразу споткнулся о память, едва вошел...»,
«Пасха на Клязьме», «О той земле» и др.).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх