Чекмарёв Сергей Иванович
|
Другие персоны с фамилией Чекмарёв
Другие персоны с именем Сергей Кто родился в этот день 13.01 Кто родился в этот год 1910 |
[31.12.1909 (13.1.1910), Москва — 11.5.1933, Башкирия]
— поэт.
Родился в семье зубного техника. Мать воспитывала помимо Чекмарёва еще двух младших сестер и брата.
В 5 лет, научившись читать, охладел к игрушкам и с книгой уже не расставался. Позднейшие увлечения
шахматами и фотографией также не смогли вытеснить книгу. В 11 лет он начинает сочинять стихи, а через
год, сначала один, а затем с сестрами и братом, приступает к изданию домашних рукописных журналов
«Звезда», «Метеор» и «Телескоп». Журналы носили литературно-сатирический и научно-популярный
характер, иногда к ним подключался и отец, любивший и сам «побаловаться стишками». Здесь Чекмарёв
пробует себя в разных литературных жанрах — стихах, поэмах, сказках, сатирах. Затем в них появляется
его публицистика, литературная критика, очерки. Рано научившись ценить художественное слово, он
хочет видеть в нем не одну красоту созвучий, но разум и смысл. В школьные годы наряду с литературой
он увлекается и математикой, считая их близкими сферами творчества.
В 1926 после окончания средней школы-девятилетки со специализацией по конторскому делу Чекмарёва,
мечтая получить профессию инженера, подает заявление для поступления на механический факультет
Московского высшего технического училища им. Н.Э.Баумана (МВТУ). Все экзамены он выдерживает на
«отлично», а за прекрасное знание математики даже удостаивается прозвища «Лобачевский». Однако в
приеме ему отказывают, т.к. преимущественным правом поступления пользовались рабфаковцы,
многодетные кормильцы и члены профсоюза, а он был выходцем из семьи служащего. 3 года он сдает
экзамены в разные вузы на «отлично», но все 3 года ему в приеме отказывают. Наконец, узнав, что в
Воронежском сельскохозяйственном институте создана дополнительная группа, он посылает документы в
Воронеж. К этому времени, окончательно потеряв надежду стать инженером, он сохраняет стремление
получить все же нужную для страны специальность. С осени 1929 до лета 1930 Чекмарёв живет в
Воронеже и учится на животноводческом факультете сельскохозяйственного института. Сначала под
Воронежем, а затем и на Урале во время летней студенческой практики, которая воспринимается им как
боевое задание, Чекмарёв агитирует крестьян вступать в колхозы, налаживает работу сельского
комсомола, занимается с неграмотными крестьянами, выпускает стенгазету, участвует в военных учениях
студенческих лагерей. Вся целеустремленная жизнь Чекмарёва отражается в его многообразных
литературных опытах — новеллах, очерках, литературных портретах, стихах. Новелла «Утонула
собака», стих. «Где я? Что со мной?» и другие произведения уральского периода представляют собой
сплав документалистики и поэзии.
В связи с ликвидацией факультета в Воронеже Чекмарёв переводится в Московский мясо-молочный
институт. Здесь помимо разнообразных общественных обязанностей он с головой уходит в выпуск
институтской многотиражки, которая оказалась единственной газетой, где при жизни печатался
Чекмарёв. Учеба и окружающая действительность связываются для него в одно неразрывное целое:
«Меня / С нетерпением / Ждет страна, / Послать меня хочет / Туда, / Где плачет / Дисковая борона / И
грузно / Идут стада». В школьные и студенческие годы Чекмарёв является частым посетителем клуба
писателей ФОСПа (Федерация объединений советских писателей), Политехнического музея и др.
аудиторий, ставших ареной острой литературной борьбы. Самый яркий взлет поэтического мастерства
Чекмарёва наступает с приходом к нему в 22 года первой настоящей любви, рождается неповторимая
любовная лирика. В 1932 по окончании института Чекмарёв уезжает на работу в Башкирию. В Уфе
Чекмарёв сначала работает инструктором совхоза, а затем получает должность зоотехника во вновь
организованном, на базе Таналыкского, Баймакском совхозе. Драматически складывающиеся
взаимоотношения с любимой женщиной рождают немало возвышенных, страстных поэтических строк:
«Она, любовь, с тобой у нас / Не распускалась розою, / Акацией не брызгала, / Сиренью не цвела. / Она
шла рядом с самою / Обыкновенной прозою, / Она в курносом чайнике / Гнездо свое свила».
В нояб. 1932 Чекмарёв неожиданно призывают в армию, но из-за плохого зрения он получает
освобождение от службы. В ожидании поезда при возвращении в Уфу Чекмарёв пишет одно из лучших
своих произведений — лирическую поэму «Размышления на станции Кар-талы»: «Я знаю: я нужен степи до
зарезу. / Здесь идут пятилетки года. / И если в поезд сейчас я влезу, / Что же со степью будет тогда?
/<...> У меня никогда не хватит духу — / Ни сердце, ни совесть мне не велят — / Покинуть степь, гурты,
Гнедуху. / И голубые глаза телят». В Уфе Чекмарёв получает назначение в Инякский совхоз, находящийся
в горной части республики: «Среди снежинок шелковых, / В нагроможденье скал, / Я только здесь нашел
себе, / Чего всю жизнь искал...» Трудности работы в совхозе, острые материальные затруднения
Чекмарёв по-прежнему не пугают. Здесь он даже стал издавать рукописный журнал «Буран». Однако
семья его распадается: женщина, которую Чекмарёв любил, покидает его. На следующий день после ее
отъезда Чекмарёва не стало. Его нашли мертвым при переезде через р. Большая Сурень. Телега, на
которой он ехал, оказалась перевернутой. Обстоятельства его смерти остались невыясненными.
Похоронили Чекмарёв на окраине с.Исянгулово под одиноко растущей березой. Позднее у переезда через
Большую Сурень поставлен был обелиск, а в селе воздвигнут бронзовый бюст поэта.
Только через двадцать с лишним лет после его смерти в журнале «Новый мир» (1956. №1), на страницах
газет и книг появилось никому не известное имя Чекмарёва. В литературу пришел новый поэт. Все им
написанное пронизано чистотой, оптимизмом и свежестью; о стихах Чекмарёва высоко отзывались
К.Федин, Б.Агапов, Д.Олдридж. В поэзии Чекмарёва привлекают цельное, жизнеутверждающее
мировоззрение, лирический романтизм, высокая тема любви: «...расширьте глаза) Поднимите бровь! /
Здесь написано про любовь!» В творчестве и лирике Чекмарёв речь идет не только о любви к женщине, но
и о любви к жизни, искусству, мечте, познанию, к Человеку, к вечным эстетическим ценностям бытия:
«Всему — даже нам с тобою — / Придет черед умереть. / И только красивой песне / Дано без конца
звенеть».
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх