Цыбин Владимир Дмитриевич
|
Другие персоны с фамилией Цыбин
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 11.03 Кто родился в этот год 1932 |
[11.3.1932, ст. Самсоновская Каменского р-на Фрунзенской обл. — 25.7.2001, Москва]
— поэт, прозаик, переводчик, эссеист.
Первая книга стихов «Родительница степь» вышла в 1959, за которой последовали «Медовуха» (1960),
«Пульс» (1963), «Бессонница века» (1963), «Ау!» (1967), «Глагол» (1970), «Созвучья» (1974, с предисл. Е.
Исаева), «Закрома лета» (1975), «Думы дальние» (1981), «Ясь» (1982), «Травы детства» (1982), «Земли
моей призыв» (1983), «Зной» (1984), «Колокола души» (1985), «Личное время» (1988). В 1967 выходит
книга повестей и рассказов «Всплески».
В заметке «О своем» (1988) Цыбин сообщает: «Я родился около середины века, в 1932 году, в
семиреченской станице Самсо-новской (ныне Бурулдай, Киргизия) в период сплошной (слово-то какое!)
коллективизации.
Родился — сразу в голод. Мерли не только птицы, мерли без сена кони в загонах. А для слез не хватало
соли. Сибиряки и казаки, мои родители не представляли себе жизни без лошадей. Год обещал быть
мертвым. У матери недоставало в груди молока, но она кормила меня изо всех сил.
Под знаком недорода прошли мои первые годы в родной станице в самом сердце Средней Азии, куда
переселился из Сибири беспокойный наш род в поисках теплой земли. <...>
В войну все мои братья ушли добровольцами. Вернулись из пятерых только двое. <...>
Привозили раз в неделю почту. Это были "похоронки". Никто не хотел работать почтальоном. Развозили
почту раненые, отпущенные с войны на лечение. Приходилось носить и мне — по очереди, установленной
учительницей Лидией Федоровной. Ради нее и ее книг, которые она давала мне читать, я выучил наизусть
всю поэму "Руслан и Людмила" Пушкина. Тогда, вернее еще в третьем классе, начал ни с того ни с сего
писать стихи. А пораженный Гоголем — первой книгой, которую помню с детских лет, — рассказы.
С тех пор я книги люблю не столько те, что копят факты, а те, что хранят идеи... <...>
В 1953 поступил в Литературный институт имени А.М.Горького, где вели творческие семинары М.Пришвин,
К.Паустовский, Вл.Луговской. У них я учился не столько мастерству, сколько умению свободно, то есть
художественно мыслить. Паустовский неторопливо находил для каждого из нас свою "цель", Творческая
цель определяет и стиль. Высший стиль — искренний: слова нужны не те, которые слышишь, а те,
которыми думаешь.
В Литинституте написал и первые свои книги стихов "Родительница степь" и "Медовуха". На вечерах, где
выступали наши студенты, я проверял себя на самой взыскательной аудитории. Это помогло мне понять,
что русская поэзия — не только призвание, но и предназначение: поэзия — музыка и философия времени».
Эти автобиографические свидетельства о голодном детстве и впечатлениях военных лет, о любви к
книгам, которые хранят в себе не столько факты, сколько идеи, и о литинститутских учителях, которые
учили «умению свободно, то есть художественно мыслить».
Цыбин — один из ярких представителей молодой русской поэзии времен хрущевской «оттепели». На виду
у всех из этой плеяды тогда были Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский и другие, условно
говоря, «городские» поэты. Цыбин представлял в ней менее известную — крестьянскую линию, причем
связанную не с традициями реалистического психологизма А.Твардовского, а с
романтико-метафорическими традициями С.Есенина, П.Васильева, Б.Корнилова. Цыбину были особенно
близки традиции его земляка Павла Васильева, с творчеством которого он познакомился только в годы
учебы в Литературном институте. Книг Васильева тогда еще не издавали, так что Цыбин впервые с
отрывком из Васильевского «Соляного бунта» познакомил руководитель поэтического семинара, а сам он
узнал поэзию своего земляка по довоенным публикациям в журнале «Новый мир». Позднее, в статье «"Да,
я придумывал огонь": Павел Васильев», Цыбин дал выразительную и проникновенную характеристику
поэзии своего земляка, которая оказала большое влияние и на его собственные стихи, не сделав его,
однако, эпигоном Васильева. Живописность, пластичность, монументальность и страстность Цыбин, его
жажда жизни в описании природы и людей Семиречья близки Васильеву, но не являются подражанием
ему, они вполне самобытны. Влияние Васильева только рельефнее подчеркнуло эту самобытность Цыбин и
ее отличие от самобытности Васильева, монументальная эпичность которого (или, по определению Цыбин,
«"гуливерское" видение мира») глубоко трагична, тогда как эпика самого Цыбин исполнена лиризма.
Е.Винокуров в своем предисловии к «Избранному» (1979) Цыбина, озаглавленном «Сила лирического
таланта», верно отметил: «Начало эпическое, объективное неразрывно связано у Цыбина с началом
лирическим, субъективным. Эпическая река его питается лирическими родниками. Психологическая
человеческая тонкость и рельефная изобразительная мощь органически сочетаются почти в любом
стихотворении книги».
У Цыбина нет резкой грани между его лирическими стихами и поэмами. Лирика поэта, особенно ранняя,
обращена к восприятию внешнего — природного и социально-эпического — мира, а не к внутреннему миру
самого поэта, отчего она имеет главным образом описательный, а не рефлексирующий характер.
Внутренний мир самого поэта в лирике Цыбина проявляется в том, с какими чувствами и переживаниями он
воспринимает мир внешний: природу родного Семиречья, свое военное детство, мать и других родных,
жизнь своих односельчан. Этим же темам посвящены и поэмы Цыбин, которые отличаются от его
эпической лирики (то есть лирики, посвященной эпическим темам) лишь несколько большим объемом:
поэмы Цыбин достаточно коротки и, главное, лиричны; в них рассказывается о драматических событиях,
участниками которых были дед и отец поэта («Две крови»), лирически повествуется о хорошо знакомых
автору женских судьбах («Бабье лето», «Прасковья»), вспоминается прошлое («Эхо времени»). Такие
поэмы, как «Богатырь», являются в сущности не поэмами, а длинными лирическими стих., в данном случае
— песнью о России. Образ России является главным, интегрирующим образом в стихах и поэмах Цыбина.
Песенное начало свойственно всему поэтическому творчеству Цыбина: и лирике, и поэмам, оно является
фольклорным по своим истокам, связано с различными жанрами народного песенного творчества. Эта
песен-ность связана с основной эстетической особенностью творчества Цыбина: поэт стремится в
повседневной, тяжелой, скудной на радости жизни людей, и особенно в природе, тоже довольно скудной,
выявить и показать прежде всего прекрасное, поэтическое. Эта особенность свойственна в высшей
степени любовной лирике Цыбина, нежной и целомудренной в раскрытии любви к женщине.
Если ранняя лирика Цыбина была обращена чаще всего вовне, то в его лирике зрелой поры прибавилось
самоуглубленности, раздумий о себе и о времени.
Проза Цыбина, его рассказы и повести, вырастает из его поэзии, в ней та же сельская тематика и
проблематика, что и в его стихах и поэмах, только в прозе меньше открытого и напряженного лиризма.
Интересны очерки Цыбин о русских поэтах XIX и XX столетий, а также о своих современниках. Цыбин
одним из первых обратился к изучению литературы Русского зарубежья, к постижению философии
Н.А.Бердяева.
Значительное место в творческом наследии Цыбина занимают его поэтические переводы, главным образом
поэтов братских народов СССР и поэтов из социалистических стран. Переводил Цыбин также стихи
Рудаки, Гете и Рильке.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх