AZ-libr.ру

информационный портал





Хоружий Сергей Сергеевич
[05.10.1941]

  Другие персоны с фамилией Хоружий
Другие персоны с именем Сергей
Кто родился в этот день 05.10
Кто родился в этот год 1941

       - специалист в области философской антропологии и религиозной философии, а также филолог, физик и математик; доктор физико-мататический наук.
       Род. в г.Скопин Рязанской обл.
       Окончил физический факультет МГУ (1964), аспирантуру Математического института им. В.А.Стеклова АН СССР (1967).
       Работает в Математическом институте им. В.А.Стеклова РАН и институте Человека РАН, академик РАЕН по отделению "Наука и теология".
       Философская работа Хоружий имеет два направления, связанные между собой: исследование русской религиозно-философской традиции и развитие нового подхода в философской антропологии, базирующегося на опыте исихазма, древней мистико-аскетической школы Православия.
       Его концепция русской философии и философского процесса в России основана на учете роли "восточнохристианского дискурса" - патристического и аскетического мышления, которое выступает как 3-й структурный уровень, упускавшийся в старых схемах, основанных на бинарных оппозициях: Россия - Запад, самобытное - заимствуемое и т.п. Такой учет приводит к новому взгляду на весь культурно-цивилизационный путь России, давая возможность деконструкции идеология, противостояния славянофильства и западничества. При этом особую роль играет дискурс аскезы: идеалы православного подвига были ключевым фактором в формировании русского менталитета, однако задача их претворения в богословии и культуре, успешно решавшаяся в византийском "Исихастском возрождении" XIII-XIV вв., не была воспринята на Руси, сфера культуры осталась предоставленной западным влияниям и сложился многовековой разрыв между Православием и культурой, имевший широкие и тяжелые последствия. Задачи преодоления разрыва ведут к продумыванию исихастского опыта. Анализ его толкает строить философию как "дискурс энергии", в котором энергия, или "бытие-действие", есть производящий принцип всей системы понятий; причем выясняется, что мистико-аскетический опыт требует нового, неаристотелева понятия энергии, обладающего более свободной связью с сущностью.
       Реконструкция "органона" исихастской практики, полной системы ее методологических и герменевтических принципов, дает возможность увидеть эту практику как пример общеантропологической "парадигмы духовной практики" - холостические стратегии ступенчатого восхождения к высшему состоянию, где достигается трансцендирующая трансформация всего существа человека. Такая трансформация требует присутствия синергии, т.е. - согласия-соработничества энергии человеческой и Божественной, в связи с чем развиваемый подход получает название синергийной антропологии. В свою очередь, парадигма духовной практики трактуется как вид "предельных феноменов", в которых начинаются изменения конституирующих предикатов способа человеческого существования; совокупная сфера всех предельных феноменов именуется Антропология. Границей. Топика Границы включает в себя 3 рода явлений - духовной практики, или же метаантропологической стратегии, паттерны Бессознательного (психоаналитические феномены неврозов, комплексов и т.п.) и выходы в виртуальную реальность; их смешивания и наложения порождают также обширный спектр гибридных явлений. Отсюда, человек может быть определен как ансамбль стратегий Антропология. Границы; и это определение служит ядром антропология, модели нового типа, тесно сопрягающей древний и современный опыт и имеющей широкие перспективы применения.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:04:18 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"