AZ-libr.ру

информационный портал





Хлебников Николай Иванович
[17.10.1840-26.06.1880]

  Другие персоны с фамилией Хлебников
Другие персоны с именем Николай
Кто родился в этот день 17.10
Кто родился в этот год 1840

       - философ, правовед и социолог.
       Род. в Ветлужском уезде Костромской губ.
       Окончил юридический факультет Московского университета. Защитил магистерскую и докторскую диссертация.
       С 1865 - учитель истории в гимназии.
       С 1969 - преподаватель Варшавского университета.
       С 1877 по 1880 профессор и заведующий кафедрой философии и права Киевского университета.
       Умер в Киеве.
       Главная методологическая установка всех рассуждений Хлебникова - "Божественный априоризм". Поскольку эмпиризм, на его взгляд,- нелепость ("Не барометр определяет погоду, а погода - барометр"), именно "априорные Божественные регулятивы" управляют как общественно-историческим процессом вообще, так и поведением конкретного индивида. История не представляет собой линейный процесс. Это связь и неясная последовательность "бесчисленного множества народов и индивидов", столь непохожих друг на друга; одни народы живут долго, другие нет. Различия вызваны самим содержанием "регулятивов", определяющих ментальность народа, и тем, какой тип цивилизации возникает и развивается из этой ментальности. По его мнению, "цвет" и "оттенки" цивилизации определяются тремя факторами - национальностью, религией и государством.
       Создавая типологию цивилизации, Хлебников выделяет чувственно-материалистический тип, утилитарно-реалистический и религиозно-идеалистический. Критерий такого деления - степень "Божественного воодушевления", или насыщенность морально-правовой религиозностью. Чем больше эта насыщенность, тем выше уровень государства.
       Идеальное государство - правовое, в котором добро, справедливость и право тождественны, но эта "троица" ни в коем случае не зависит от народов, классов, групп, индивидов, это - "троица Божья". Динамика цивилизации рассматривается Хлебниковым с точки зрения ее способности проникнуться "Божественными регулятивами". Отсюда более высокий или низкий уровень цивилизации, ее "молодость" или "старость". "Старая" цивилизация легко разрушается "молодой" и превращается в ничто.
       Здесь Хлебников подходит к проблеме цивилизационного кризиса, который сегодня называется кризисом культурным. Его суть не столько во внешних противостояниях, сколько во внутренних процессах. Цивилизации свойственно "болеть", что излечимо, и стареть, что излечить уже нельзя. Но и то, и другое связано с "забывчивостью". "Забыть" свои основы ("регулятивы") - значит потерять свою оригинальность, быть уничтоженной и растворенной в другой цивилизации. Как и Н.Я.Данилевский, Хлебников стремился к объективному анализу социально-исторического процесса, их идеи во многом пересекаются, однако далеко не все его рассуждения были приняты. Но мысль о "нелинейности" прогресса, об оригинальности культур или цивилизаций близка многим (Н.Бердяев, П.Сорокин, О.Шпенглер, О.Тойнби и др.).
       Хлебников был одним из первых, кто пытался выразить эти идеи в России. (См.: А.Э.Соколов. - Р.С.С. 320-321.)

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:03:22 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"