Фоняков Илья Олегович
|
Другие персоны с фамилией Фоняков
Другие персоны с именем Илья Кто родился в этот день 17.10 Кто родился в этот год 1935 |
[ 17.10.1935, Бодайбо Иркутской обл.]
— поэт, журналист, переводчик.
Его отец, инженер-геолог, был репрессирован и погиб в февр. 1938.
Воспитывался Фоняков матерью в Ленинграде, где в 1952 окончил среднюю школу, а затем университет
(филологический факультет, отделение журналистики) в 1957. Работал литературным сотрудником в
газеты «Советская Сибирь» (Новосибирск, 1957-62) и собственным корреспондентом «Литературной
газеты»: в 1962-74 — по Сибири, в 1974-97 — по Ленинграду. Печатается с 1950 (стихотворение «За мир» в
газете «Большевистское слово», г.Пушкин). Первая журнальная публикация — 2 стих, в «Звезде» (1955.
№9). Первая книга стихов «Именем любви» выпущена Ленинградским отделением издательства
«Советский писатель» в 1957.
Будучи профессиональным журналистом, Фоняков выступал во многих литературных жанрах: ему
принадлежат сборники проблемных очерков («Доверительный разговор», 1975; «Пятьдесят писем из
председательской папки», 1982), путевые записки («Восточнее Востока. Полгода в Японии», 1987;
«Зеленая ветка Вьетнама», 1989), литературные портреты («Сергей Марков», 1983), заметки, касающиеся
поэзии («Сказать несказанное», 1968; «Похвала точности», 1977) и разных областей культуры. Фоняков
автор около двух десятков стихотворных книг.
Как поэт Фоняков серьезно дебютировал в середине 1950-х. Его ранняя лирика живо отражает
молодежные настроения тех лет: здесь и романтика студенческих комсомольских строек, и безоглядное
желание «вглядеться в простор неоткрытой земли», и рассуждения о «сущности атомной войны», и мечта
о «смеющихся людях», строящих светлое будущее социалистической страны. При всей их иллюзорности и
небогатой поэтической палитре, те стихи Фонякова подкупали — особенно сверстников — своей
искренностью, хотя их юношеская наивность и легковерие плохо сопрягались с действительными
историческими драмами, подлинный смысл которых стал проясняться поэту и его поколению только после
официальных признаний о культе личности (1956).
Дальнейшая судьба лирического героя Фонякова достаточно традиционно и в значительной степени
обусловлена осознанием этого исторического поворота, приведшего в результате — через 40 лет — к
распаду Советского Союза и смене социального строя в России. Неудивительно, что поздние стихи
Фонякова прямо перекликаются с его юношеской лирикой («Воспоминание о студенческой стройке»,
«Ностальгия»), критически вбирая в себя приобретенный поэтом жизненный опыт. Задаваясь в 1990-х
вопросом — кто виноват в случившемся со страной? — иронизируя: «Тиран жесток, безжалостна Система,
но и соседи хороши...», поэт нелицеприятно высказывается о народе, видя в нем самом причину всех бед:
«А может, хватит плакать о народе, / Сочувствовать ему и сострадать? / При всякой власти, при любой
погоде / Все от него — и зло, и благодать.» («А может, хватит...»).
Поэт с горечью констатирует, что в новых исторических обстоятельствах гражданское общество в России
морально деградировало («Разговор о демократии», «К вопросу о партийности»), прежнее «шаткое
равновесие» между человеком и государством нарушилось. Безволие и нищета надломили народ: «Все
говорят. Никто не отвечает» («В августе девяносто первого. Репортаж в сонетах»). В искусстве правит
бал «непредсказуемая вульгарность» («Антигерой»). Поэзия оказалась в загоне,— но вопреки всему она
все-таки неистребима, «еще живут баллада и сонет», и, значит, есть надежда — «остаться такими же,
как были», и жить — «как дерево растет».
Считая себя прежде всего поэтом, Фоняков активно выступал и как переводчик (с английского,
латышского, шведского, с языков народов Сибири и др.). Им издан ряд монографических (им одним
выполненных) переводных сб. (Имант Зиедонис. Смола и янтарь. 1965; Омар Султанов. На ветрах
Иссык-Куля. 1973; Августин Маннергейм. Память боли. 1999; Ссорен Соренсен. Дни сомнений. 2001 и др.).
Постоянно совершенствуя форму и заботясь о выделке художественной ткани своих стихов, Фоняков
проявляет подчеркнутый интерес к сонету («Сонеты с улицы и двора», «Сонеты встречных»,
«Карабахские сонеты» и т.д.) и палиндромону («Стихи с палиндромонами», «Парад палиндромонов»).
Излагая свои поэтические принципы («Письма о поэзии к другу в Иркутск», 1984), он в первую очередь
воздает «похвалу точности». Диапазон литературных акций Фонякова весьма широк, в частности,
заслуживают внимания составленная Фоняковым антология «Поэты, которых не было» (российские
поэтические мистификации XX в.), изданная в Санкт-Петербурге в 2000 (совместно с Н.Н.Фоняковой), а
также мемориальный сборник, посвященный его отцу (Фоняков О.А. Ночь накануне: стихи и проза. СПб.,
1999).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх