Фокина Ольга Александровна
|
Другие персоны с фамилией Фокина
Другие персоны с именем Ольга Кто родился в этот день 02.09 Кто родился в этот год 1937 |
[2.9.1937, д.Артемьевская Верхне-Тоемского р-на Архангельской обл.]
— поэтесса.
Родилась в семье бригадира колхоза «Север». Отец ушел на фронт и не вернулся. «Черемуха за старым
огородом — / Единственная память об отце». Многодетная семья Фокиных жила скромно, но дружно.
Первые стихи Фокина написала в 8-10 лет, вместе с братом заполняли тетрадные страницы рисунками и
стихами. После семилетней школы окончила Архангельское медицинское училище и работала фельдшером
на лесоучастках. Первые стихи публиковались в стенгазете училища и в газете «Северный комсомолец»;
печатается с 1955.
В 1962 окончила в Москве Литературный институт им. М.Горького. Ныне живет в Вологде.
Поэзия Фокина посвящена Русскому Северу, не случайно ее книги стихов выходили с напутствиями поэтов
Севера — С.Викулова и Б.Шергина. Особенно дороги поэтессе приметы родной природы: «Шиповник, то
алый, то красный, / Горит молчаливым огнем»; «Пень почтительно скинет папаху, / Поприветствует молча
сосна...» Природа в стихах Фокина предстает в ярком своеобразии: у нее деревья и в листопад
«Кланяются ветру / Пригоршней монеток, / Чтоб еще подольше / Постояло лето...» Поэтесса
отождествляет себя с миром родной природы: «Простолюдинка ива я — / К земле не прихотливая»;
«Набреду на ландышевый остров / И останусь ландышем на нем».
Любовь к родному краю — основа творчества поэтессы: «Лелей лоскут отеческой земли, / Как ни
болотист, как ни каменист он...» Но родной край — не только природа, прежде всего это извечный
крестьянский труд: «Храню откровенную верность / Раздольности русских полей...» Образ плодородного,
ухоженного заботливыми руками поля становится одним из центральных в поэзии: «В небе —
высоко-высоко, / В поле — светло-широко!» Фокина ощущает себя продолжательницей вековых
крестьянских традиций: «Мне завещаны дедом / Поле с житом и рожью, / Боровые приметы, / Луговые
ос-тожья». Поэтическое повествование об этих традициях также необычно, своеобразно: «Эту юную,
только из зимних пеленок, / Поцелуй мою землю, серебряный плуг!» Северянке дороги северные поля и
пастбища, вот почему «все над ними милое — даль и высь».
С детства любимым поэтом был Н.А.Некрасов; «мы пришли из некрасовских "троек"»,— говорит поэтесса и
продолжает некрасовские традиции воспевания и крестьянского труда, и женщины-крестьянки. В стихах
о матери воплощен нравственно цельный образ русской крестьянки-труженицы: «Не было дня выходного /
Маме — за семьдесят лет!»; «Красивая не внешнею... / Глубинной красотой». Обращаясь к матери,
поэтесса говорит: «Тянусь за тобою: смогу ль, дорасту ли, / Когда-нибудь встану ль с тобой наравне?»
Тема материнства — также одна из центральных в поэзии Фокиной, образ ивы перерастает в образ
материнской силы и любви, лирический образ матери перерастает в образ матери-Родины.
Один из основных эстетических принципов Фокиной — в будничном, повседневном видеть красоту,
вдохновенность народной души. Стихи плотно «заселены» привлекательными людьми — тружениками
деревни. Мы видим типичный образ крестьянки, проводившей мужа и сыновей на фронт: «Жала, сеяла,
молотила / За двоих, за троих — одна. / Не сломилась... А вся-то — прутик!» Среди героев поэтессы
печник Трошка, бригадир Степанов, колхозный кузнец Михаил Баскаков: «Он мехи раздувал, / Озаряемый
жаром из горна, / Бог огня и железа...» Но и его судьба складывалась трудно, как и вообще судьба глухой
северной деревеньки, ее людей, да еще во времена военного лихолетья: «Пожилая вдова, вдова / Рубит,
рубит в лесу дрова».
Жизнь сурова, но именно суровый Север становится спасительным родным домом, который дает
нравственную силу, дает радость существования: «Солнце с утренних окошек / Чиркнет лучиком в
глаза...» Поэтесса едина с родным краем: «я — продолженье твое живое»,— обращается она к березе; «Я
— не орех кокосовый, / В моей крови — брусничный сок, / И сок ржаной, и сок березовый».
В 1960-х вышло несколько книг Фокиной — «Реченька», «А за лесом — что?» (обе — 1965), «Аленушка»
(1967), «Островок» (1969). Поэтесса с детства жила в песенном мире народной частушки, и уже первые ее
книги показали, что истоки образности поэзии Фокиной, песенности интонаций, особенности лексики — в
народном творчестве. Поэтесса воплощает в своей образной речи музыку севернорусского говора, живой
язык частушек, речитатив сказителей былин. Органичны в ее речи пословицы и поговорки, и сказка
участвует даже в ее реальной жизни: «Парнишка, чуточку знакомый, / С того, другого, бережка / Мне
кинул радугу со звоном, / И я по радуге пошла». Язык поэтессы отражает реальность народной северной
речи: «Давно тебя не видела, / Стоскнулось — и покликала...»: «Вся надия на тебя только»; «Хватит
перемигушек — / Голова болит!».
Своеобразны и стихи поэтессы о любви. Радость встречи: «Пой, вселенная! Я воскресаю!»; «И от песен
моих / Реки вздрогнули...» Образ любимого: «...И как празднично ты шагал, / Вешним солнышком облучен,
/ До заветного родника, / С полотенцем через плечо...» Но не сбываются надежды, и с грустью поэтесса
говорит вслед уходящему: «Ты был моей далью, / Ты был моей высью...»
Поэтесса расширяет свой творческий диапазон, пишет целый ряд поэм — «Аленушка», «Хозяйка»,
«Полудница» и др., драматическую поэму «Останься со мною». Будучи фельдшером, она несла людям в
рюкзаке микстуры и книги Пушкина, затем несет им не только книги свои, но и песни. Напевность языка
явилась первоосновой успешной работы Фокиной над песнями «Здравствуй, речка Паленьга»,
«Насмотрись, зоренька, в реченьку», «Ох, ты уехал...». В журналах Севера, Ленинграда, Москвы
публикует не только стихи; например, в «Неве» выступает со статьей к 60-летию Федора Абрамова.
Фокина принадлежит к тем поэтам, чье творчество знаменует слияние крестьянской и пролетарской
ветвей русской поэзии. Вместе с тем поэтесса предостерегает от опасности обезлюденья русских
деревень, ставшего тревожным еще в 1960-е. Брошенным домам, гибнущим деревням посвящены стихи
«Наличники», «Старая деревня». Лейтмотив книги «Стану стеблем» (1974) — «Храни огонь родного
очага». Тревога за будущее русской деревни, тем самым русского народа прозвучала и в драматической
поэме «Останься со мною» (1980). Поэтесса призывает искать и находить добрые слова о родном Русском
Севере, их ждет и чудесная Северная Двина: «О разливах, о плесах твоих золотых / Мало песен поется в
народе: / То ли люди не видят твоей красоты, / То ли слов, чтобы спеть, не находят».
Мировоззрение поэтессы, вопреки трудностям военного времени и утратам времени нынешнего,
изначально оптимистично: «О, как я жизнь люблю!» Но катастрофы, настигающие жизнь природы, жизнь
деревни, вызывают мучительную тревогу в поэзии Фокиной: «Рой, взрывай, стирая грани! / Лес — в дыму,
земля—в золе...»; «Только зря не губите / Во бору моем сосен»; в «речку росную / Чуть свет — с копытами
/ Бока навозные, хвосты немытые...» Обычно четкий, но негромкий голос поэтессы в стихотворении
«Поезд, стой!
Помедли малость!» звучит публицистически остро. Так развивается тема сохранения родников: «Чтоб
было солнечно и звездно — / Храни родные родники».
Эта тема принципиально расширяется и развивается в стихотворении «Не по-нашему» (Знамя. 1988. №11.
с.1-4).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх