AZ-libr.ру

информационный портал





Фокина Ольга Александровна
[02.09.1937]

  Другие персоны с фамилией Фокина
Другие персоны с именем Ольга
Кто родился в этот день 02.09
Кто родился в этот год 1937

       [2.9.1937, д.Артемьевская Верхне-Тоемского р-на Архангельской обл.]
       — поэтесса.
       Родилась в семье бригадира колхоза «Север». Отец ушел на фронт и не вернулся. «Черемуха за старым огородом — / Единственная память об отце». Многодетная семья Фокиных жила скромно, но дружно. Первые стихи Фокина написала в 8-10 лет, вместе с братом заполняли тетрадные страницы рисунками и стихами. После семилетней школы окончила Архангельское медицинское училище и работала фельдшером на лесоучастках. Первые стихи публиковались в стенгазете училища и в газете «Северный комсомолец»; печатается с 1955.
       В 1962 окончила в Москве Литературный институт им. М.Горького. Ныне живет в Вологде.
       Поэзия Фокина посвящена Русскому Северу, не случайно ее книги стихов выходили с напутствиями поэтов Севера — С.Викулова и Б.Шергина. Особенно дороги поэтессе приметы родной природы: «Шиповник, то алый, то красный, / Горит молчаливым огнем»; «Пень почтительно скинет папаху, / Поприветствует молча сосна...» Природа в стихах Фокина предстает в ярком своеобразии: у нее деревья и в листопад «Кланяются ветру / Пригоршней монеток, / Чтоб еще подольше / Постояло лето...» Поэтесса отождествляет себя с миром родной природы: «Простолюдинка ива я — / К земле не прихотливая»; «Набреду на ландышевый остров / И останусь ландышем на нем».
       Любовь к родному краю — основа творчества поэтессы: «Лелей лоскут отеческой земли, / Как ни болотист, как ни каменист он...» Но родной край — не только природа, прежде всего это извечный крестьянский труд: «Храню откровенную верность / Раздольности русских полей...» Образ плодородного, ухоженного заботливыми руками поля становится одним из центральных в поэзии: «В небе — высоко-высоко, / В поле — светло-широко!» Фокина ощущает себя продолжательницей вековых крестьянских традиций: «Мне завещаны дедом / Поле с житом и рожью, / Боровые приметы, / Луговые ос-тожья». Поэтическое повествование об этих традициях также необычно, своеобразно: «Эту юную, только из зимних пеленок, / Поцелуй мою землю, серебряный плуг!» Северянке дороги северные поля и пастбища, вот почему «все над ними милое — даль и высь».
       С детства любимым поэтом был Н.А.Некрасов; «мы пришли из некрасовских "троек"»,— говорит поэтесса и продолжает некрасовские традиции воспевания и крестьянского труда, и женщины-крестьянки. В стихах о матери воплощен нравственно цельный образ русской крестьянки-труженицы: «Не было дня выходного / Маме — за семьдесят лет!»; «Красивая не внешнею... / Глубинной красотой». Обращаясь к матери, поэтесса говорит: «Тянусь за тобою: смогу ль, дорасту ли, / Когда-нибудь встану ль с тобой наравне?» Тема материнства — также одна из центральных в поэзии Фокиной, образ ивы перерастает в образ материнской силы и любви, лирический образ матери перерастает в образ матери-Родины.
       Один из основных эстетических принципов Фокиной — в будничном, повседневном видеть красоту, вдохновенность народной души. Стихи плотно «заселены» привлекательными людьми — тружениками деревни. Мы видим типичный образ крестьянки, проводившей мужа и сыновей на фронт: «Жала, сеяла, молотила / За двоих, за троих — одна. / Не сломилась... А вся-то — прутик!» Среди героев поэтессы печник Трошка, бригадир Степанов, колхозный кузнец Михаил Баскаков: «Он мехи раздувал, / Озаряемый жаром из горна, / Бог огня и железа...» Но и его судьба складывалась трудно, как и вообще судьба глухой северной деревеньки, ее людей, да еще во времена военного лихолетья: «Пожилая вдова, вдова / Рубит, рубит в лесу дрова».
       Жизнь сурова, но именно суровый Север становится спасительным родным домом, который дает нравственную силу, дает радость существования: «Солнце с утренних окошек / Чиркнет лучиком в глаза...» Поэтесса едина с родным краем: «я — продолженье твое живое»,— обращается она к березе; «Я — не орех кокосовый, / В моей крови — брусничный сок, / И сок ржаной, и сок березовый».
       В 1960-х вышло несколько книг Фокиной — «Реченька», «А за лесом — что?» (обе — 1965), «Аленушка» (1967), «Островок» (1969). Поэтесса с детства жила в песенном мире народной частушки, и уже первые ее книги показали, что истоки образности поэзии Фокиной, песенности интонаций, особенности лексики — в народном творчестве. Поэтесса воплощает в своей образной речи музыку севернорусского говора, живой язык частушек, речитатив сказителей былин. Органичны в ее речи пословицы и поговорки, и сказка участвует даже в ее реальной жизни: «Парнишка, чуточку знакомый, / С того, другого, бережка / Мне кинул радугу со звоном, / И я по радуге пошла». Язык поэтессы отражает реальность народной северной речи: «Давно тебя не видела, / Стоскнулось — и покликала...»: «Вся надия на тебя только»; «Хватит перемигушек — / Голова болит!».
       Своеобразны и стихи поэтессы о любви. Радость встречи: «Пой, вселенная! Я воскресаю!»; «И от песен моих / Реки вздрогнули...» Образ любимого: «...И как празднично ты шагал, / Вешним солнышком облучен, / До заветного родника, / С полотенцем через плечо...» Но не сбываются надежды, и с грустью поэтесса говорит вслед уходящему: «Ты был моей далью, / Ты был моей высью...»
       Поэтесса расширяет свой творческий диапазон, пишет целый ряд поэм — «Аленушка», «Хозяйка», «Полудница» и др., драматическую поэму «Останься со мною». Будучи фельдшером, она несла людям в рюкзаке микстуры и книги Пушкина, затем несет им не только книги свои, но и песни. Напевность языка явилась первоосновой успешной работы Фокиной над песнями «Здравствуй, речка Паленьга», «Насмотрись, зоренька, в реченьку», «Ох, ты уехал...». В журналах Севера, Ленинграда, Москвы публикует не только стихи; например, в «Неве» выступает со статьей к 60-летию Федора Абрамова.
       Фокина принадлежит к тем поэтам, чье творчество знаменует слияние крестьянской и пролетарской ветвей русской поэзии. Вместе с тем поэтесса предостерегает от опасности обезлюденья русских деревень, ставшего тревожным еще в 1960-е. Брошенным домам, гибнущим деревням посвящены стихи «Наличники», «Старая деревня». Лейтмотив книги «Стану стеблем» (1974) — «Храни огонь родного очага». Тревога за будущее русской деревни, тем самым русского народа прозвучала и в драматической поэме «Останься со мною» (1980). Поэтесса призывает искать и находить добрые слова о родном Русском Севере, их ждет и чудесная Северная Двина: «О разливах, о плесах твоих золотых / Мало песен поется в народе: / То ли люди не видят твоей красоты, / То ли слов, чтобы спеть, не находят».
       Мировоззрение поэтессы, вопреки трудностям военного времени и утратам времени нынешнего, изначально оптимистично: «О, как я жизнь люблю!» Но катастрофы, настигающие жизнь природы, жизнь деревни, вызывают мучительную тревогу в поэзии Фокиной: «Рой, взрывай, стирая грани! / Лес — в дыму, земля—в золе...»; «Только зря не губите / Во бору моем сосен»; в «речку росную / Чуть свет — с копытами / Бока навозные, хвосты немытые...» Обычно четкий, но негромкий голос поэтессы в стихотворении «Поезд, стой!
       Помедли малость!» звучит публицистически остро. Так развивается тема сохранения родников: «Чтоб было солнечно и звездно — / Храни родные родники».
       Эта тема принципиально расширяется и развивается в стихотворении «Не по-нашему» (Знамя. 1988. №11. с.1-4).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 11:01:10 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"