Фирсов Владимир Иванович
|
Другие персоны с фамилией Фирсов
Другие персоны с именем Владимир Кто родился в этот день 26.04 Кто родился в этот год 1937 |
[26.4.1937, д.Заболотье Екимовичского (ныне Рославльского) р-на Смоленской обл.]
— поэт, переводчик.
Родился в крестьянской семье. Детские годы будущего поэта были омрачены войной. Вместе с матерью
находился в эвакуации в Иркутске. Мать вскоре там умерла. От отца, ушедшего на фронт, не было
никаких вестей. Мальчик оказался в детдоме. Его разыскала родная тетка, привезшая племянника в
родную деревню. Здесь Фирсов пошел в начальную школу. В 1945 состоялась долгожданная встреча с
отцом, которому спустя десятилетия он посвятит свое «поэтическое повествование» «На моей памяти»
(1968).
После войны семья Фирсовых переехала в Подмосковье — в Люблино, где будущий поэт окончил
десятилетку. На страницах районной газ. «Знамя коммунизма» публиковались первые стихотворные опыты
Фирсова (стихи начал писать в 14 лет). Из Люблино он часто ездил в Москву, чтобы принимать участие в
работе литературного объединения при газете «Московский комсомолец» (членский билет этого
литобъединения за подписью А.Я.Яшина хранится у Фирсов и по сей день).
В конце 1954 у Фирсова произошла памятная и во многом судьбоносная встреча с А.Т.Твардовским. Фирсов
привез Твардовскому тетрадку со своими стихами. Во второй половине 1950-х стихи Фирсова стали
регулярно (с благословения Твардовского) появляться в журнале «Новый мир»: «Война», «О листьях»
(1956. №8), «Август» (1958. №8), «Моя болезнь», «По Волге», «Третий день» (1959. №9) и др. И в
последующие годы Твардовский не переставал интересоваться творчеством Фирсова «Твардовский всю
жизнь был неравнодушен к поэзии Фирсова» (Иванов А.С. Музыка души поэта // Стихотворения. С.7). Свое
отношение к Твардовскому Фирсов выразил в заметках и стихотворениях, посвященных ему (см.: Памяти
Александра Твардовского // Молодая гвардия. 1982. №1; Речка Александра Твардовского // Москва. 1987.
№4, и др.). «Твардовского я считаю своим крестным отцом в поэзии» («Но нас отнять у Бога не смогли» /
[беседу с В.И.Фирсовым провел Валентин Новиков] // Парламентская газета. 2002. №84. 7 мая. С.6).
В марте 1955 на страницах «Комсомольской правды» была помещена первая большая подборка
стихотворений Фирсова (тогда еще ученика 10 класса), на которую обратили внимание все любители
поэзии. Заинтересовались молодым поэтом и в Литературном институте им. А.М.Горького: оттуда пришло
письмо с предложением зайти на кафедру творчества. А вскоре стихи Фирсова появились в «Новом мире» и
«Огоньке».
В 1955 Фирсов поступил в Литературный институт, который окончил в 1960: в течение 5 лет он занимался
в семинаре А.А.Коваленкова. Уже в студенческие годы Фирсова — при содействии Е.А.Исаева и
Вас.Д.Федорова — выпустил свою первую книгу стихов «Березовый рассвет» (1959), редактором которой
был поэт Вас.Федоров и которая пришлась по душе и читателям, и критикам, и писателям. Сборник
получил положительные отзывы А.Н.Макарова, Е.А.Долматовского и др.
В 1961 автор книги «Березовый рассвет» был принят в члены СП СССР. В конце этого же года у Фирсова
вышла вторая книга стихов «Вдали от тебя» (1961), также получившая хорошую прессу. Все, кто писал о
сборнике «Вдали от тебя» (С.Смирнов, Ю.Белаш, С.Чудаков и др.), были единодушны: Фирсов —
прирожденный лирик, его стихи задушевны и несут в себе большой заряд гражданственности и
патриотизма.
В 1971 стал членом КПСС.
Фирсов — автор более 30 книг стих, и поэм. Его жизнеутверждающая поэзия, зиждущаяся на подлинном,
вдохновенном лиризме и на высоком чувстве гражданственности, согрета искренней любовью к России, к
ее славной истории, к красоте русской природы. Фирсов — певец России. Для него важна опора на
народно-поэтические традиции, в его стихах живет национальный дух. Откликаясь на «больные вопросы»
времени (социальные, нравственные, национально-исторические, государственные, политические и пр.),
Фирсов видит свою сверхзадачу как поэта в том, чтобы всемерно содействовать воспитанию чувства
патриотизма, национальной гордости, ответственности перед народом и страной, возрождению и
укреплению национальных традиций и обычаев, сохранению живой человеческой души, способной на
подвиг любви: «Два солнца каждому дано. / Издревле так уж мир устроен. / Одно — / Глядит в мое окно, /
И в душу мне глядит — Второе» (Два солнца: Книга лирики. С.199). Поэзия Фирсов многотемна и
многопроблемна: любовь к женщине, мир природы, судьба России, гражданские мотивы, «злоба дня»,
История и Память. Один из критиков в середине 1970-х заметил: «Животворную, действенную активность
памяти утверждает Владимир Фирсов. Он стремится свести в тугой узел обрывавшиеся порой нити
преемственности. Всем строем своего стиха, характером движения мысли поэт подчеркивает величие
родословной народа, в которую по праву прямых наследников нам, современникам, вписывать новые
героические страницы» (Овчаренко Ф.Е. С Родиной в сердце: Литературно-критические очерки. М., 1975.
С.84). Видное место в стихах и поэмах Фирсов занимает космическая тема, что, в частности, роднит его с
творчеством Ф.И.Чуева. Поэт неоднократно обращался в 1960-70-е к образу Ю.А.Гагарина.
Поэзия Фирсов лишена внешнего новаторства, она традиционно: «Я считаю себя поэтом, следующим
традициям русской классической поэзии. <...> Мне как поэту очень близка поэзия Пушкина, Некрасова,
Блока, Есенина» ([О себе]. С. 155).
Фирсов входил в литературу одновременно с такими разными поэтами, как Е.А.Евтушенко,
Р.И.Рождественский, А.А.Вознесенский, Б.А.Ахмадулина, Б.Ш.Окуджава и др. Однако его поэзия, как,
впрочем, и поэзия В.Д.Цыбина, А.Г.Поперечного, С.Ю.Куняева и др., имела другую «группу крови»:
Фирсов в меру своего таланта уже тогда делал одно «общее дело» с «деревенской прозой».
Происхождение, кровная связь с «малой родиной» (см.: Ода смоленской земле // Молодая гвардия. 1985.
№5), частое посещение родных мест, интерес к проблемам совр. деревни и судьбам русского крестьянства
— все это сближало поэта с представителями «деревенской прозы». Вполне естественно, что лирический
герой Фирсов резко контрастировал с героями «молодежной прозы» (скептиками, циниками,
инфантильными «мальчиками» и т.п.) и в значительной мере был полемичен по отношению к ним.
Уже в начале 1960-х Фирсов, признанный лирик, обратился к жанру поэмы: «Память» (1962), «Россия от
росинки до звезды» (1963), «Глазами столетий. Патриотический монолог» (1965) и др. В последующие
десятилетия Фирсов создал целый ряд интересных и значительных произведений поэмного жанра,
построенных на самом разном материале: «Республика бессмертия» (1968), «На моей памяти» (1968),
«Восставший над громом» (1969), «Набатные колокола» (1980), «Горсть земли» (1983), «Явь» (1988) и др. В
поэмах Фирсов предстает настоящее и прошлое России.
Героем поэмы «Огонь над тихим Доном» (1975) стал создатель эпопеи «Тихий Дон» М.А.Шолохов. Поэма
Фирсова о Шолохове, имеющая весьма любопытную творческую историю (см. об этом: Иванов А.С. «Огонь
над тихим Доном»: История создания поэмы В.Фирсова о М.А.Шолохове // Огонек.1985. №24. С.24),
представляет собой одно из самых значительных явлений в поэтической «Шолоховиане», истоки которой
уходятв 1930-е. Перу Фирсова принадлежит также целый ряд «шолоховских» стихотворений, написанных
в1960-80-е: «Тишина над тихим Доном»(1963), «Гагарин в гостях у Шолохова»(1972), «Дом, в котором
родился Шолохов» (1973), «На смерть Шолохова»(1984). Кроме того, Фирсов посвятил Шолохову
стихотворение «Журавли» (1967) и поэму «Россияот росинки до звезды» (1963). Фирсов неоднократно
встречался и беседовал с автором«Тихого Дона» В предисловии к книге стихов и поэм Фирсова «Чувство
Родины» (1971) Шолохов писал: «Не так-то много у нас хороших поэтов, но и среди них найдется всего
лишь несколько человек, говорящих о России таким приглушенно-интимным и любящим голосом, который
волнует и запоминается надолго. Владимир Фирсов принадлежит к этим немногим избранным. С радостью я
снова прочитал поэмы и стихи, вошедшие в настоящую книгу, и думаю, что эту радость разделят со мной
и наши читатели — любители поэзии» (Шолохов М.А.СС: в 8 т. М., 1986. Т.8. с.352). И предшествующее, и
последующее творчество Фирсова, наделенного редким чувством Родины, убеждает в правоте
шолоховских слов. В стих. «Чувство Родины» (1967), являющемся как бы фокусом творческих устремлений
поэта, есть такие строки: «И еще немало будет пройдено, / Коль зовут в грядущее пути. / Но светлей и
чище чувства Родины / Людям никогда не обрести. / С этим чувством человек рождается. / С ним живет и
умирает с ним. / Все пройдет. / А Родина — останется, / Если мы то чувство сохраним» (Два солнца: Книга
лирики. С.126-127).
Вместе с тем критики не раз отмечали, что отдельные стих, и поэмы Фирсова грешат излишней
публицистичностью, что в них порой наличествует чрезмерный полемический заряд, снижающий их
художественность. У Фирсова иногда встречаются прямолинейные суждения, риторика и стилевые
небрежности. Некоторые образы поэта недостаточно развернуты и не доведены им до необходимой
художественной кондиции.
Стихи Фирсова органично вошли в художественную ткань романа А.С.Иванова «Вечный зов» (1970-76):
ими «говорит» один из персонажей этого произведения — Дмитрий Савельев, являющийся как бы
сверстником и Фирсов, и его лирического героя. «Я могу читать и перечитывать стихи Владимира Фирсова
без устали...— признавался А.С.Иванов.— Так поразительна энергия его емкого, точного слова, так
пронзительно отдаются в душе поэтические образы» (Иванов А.С. Музыка души поэта: [вступ. статья].
С.6).
На протяжении многих лет Фирсов активно и плодотворно занимался переводческой деятельностью: он
переводил на русский язык стихи болгарских, польских, венгерских, молдавских, чувашских, якутских,
еврейских и др. поэтов.
Более четверти века Фирсов ведет поэтический семинар в Литературном институте.
Выступая иногда в роли критика, Фирсов писал о таких дорогих ему мастерах, как Н.И.Рыленков,
А.Т.Твардовский и М.В.Исаковский, о художниках И.С.Глазунове, П.Ф.Судакове, о проблемах современной
поэзии.
Через всю свою жизнь Фирсов пронес чувство «малой родины» — любовь к Смоленской земле, с которой он
связан многими нитями и по сей день: «Я счастлив тем, что я смоленский, горжусь, что родился на земле
великого князя Потемкина, Нахимова, Глинки, Пржевальского, многих других людей, прославивших
Россию, включая Юрия Гагарина, с которым дружили и которого летом провожал из дома Шолохова, не
предполагая, что больше уже не увидимся» («Поэт истинно народного духа» / [с Ф.И.Фирсовым беседовал
Валентин Новиков] // Парламентская газета. 1999. №182. 25 сент. С.6).
В 1990-е голос Фирсова-поэта почти не был слышен. К его творчеству упал интерес со стороны критиков
(даже тех, которые неоднократно писали о нем до конца 80-х). Перестали выходить его новые книги.
Фирсов переживал весь «перестроечный» период внутренний кризис и искал свое место в изменившемся
мире.
На рубеже двух веков к читателям пришел «новый» Фирсов, чья творческая эволюция закономерно
привела его к православному мировосприятию и религиозной тематике (см. подробнее об этом в беседе с
поэтом, опубликованной в «Парламентской газете» 23 нояб. 2000). Одну из последних своих книг
(«Избранное») Фирсов в 1999 подарил Ивану Трифоновичу Твардовскому — брату знаменитого поэта.
Фирсов признавался: «Набралось, написалось много православных стихов. Сейчас идет откровенное
нашествие католицизма, протестантизма и прочих "измов" на нашу Русскую Церковь. <...> Стихи мои
обращены и к Богу, и к рабам Божьим, коими мы являемся» ([Ответ на анкету] // Литературная Россия.
2001. №3. 19 янв. С.2). О характере и направленности сегодняшнего творчества поэта красноречиво
говорят его недавние суждения: «...я по-прежнему пишу стихи, продолжая служить своим творчеством
родному народу, призывая к доброте, миролюбию, осуждая равнодушие к судьбе Отечества, его
православным традициям. Счастлив, что выиграл конкурс на создание текста для гимна Сергиева Посада,
столицы русского Православия, где живут двое моих сыновей. Написано много других стихов, связанных с
православной тематикой, который войдут в новую книгу, издаваемую к моему юбилею (имеется в виду
65-летие, которое отмечалось в 2002. — П.Б.) в том же Сергиевом Посаде» («Но нас отнять у Бога не
смогли». С.6). И еще: «Пишу глубоко православные, богобоязненные, совестливые стихи, не на потребу
нынешнему, непонятному времени. Я искренне верю, вспоминая романсы М.И.Глинки — моего земляка — на
стихи прекрасного русского поэта Н.Кукольника, "что кто-то вспомнит обо мне и вздохнет украдкой.."»
([Ответ на анкету] // Литературная Россия. 2000. №7. 18 февр. С.2).
В 1960-е Фирсов работал редактором отдела поэзии в издательстве «Молодая гвардия».
В 1968 он стал главным редактором советско-болгарского литературного альманаха, (а позже — журнал)
«Дружба». На протяжении многих лет (до 1995) Фирсов входил в редколлегию журнала «Молодая
гвардия», возглавляемого в тот период А.С.Ивановым.
В настоящее время Фирсов — главный редактор журнала «Россияне», член Центрального совета
общероссийского движения «Россия православная», один из учредителей совета Смоленского
землячества, член жюри Всероссийского поэтического конкурса, проводимого общественной организацией
«Попечительский совет уголовно-исполнительной системы» в местах лишения свободы. Фирсов не раз
ставил вопрос о необходимости создания совместного российско-болгарского журнала по типу
советско-болгарского журнала «Дружба». Как поэт, переводчик и журналист Фирсов внес заметный вклад
в укрепление духовных, культурных и политических связей между народами.
Фирсов награжден орденами: Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, «Знак Почета»
(дважды), Кирилла и Мефодия 1-й степени (НРБ), Дружбы.
Он является лауреатом премий: Ленинского комсомола (1968) за поэму «Республика бессмертия» и за стихи,
посвященные комсомолу и молодежи, Государственной премии РСФСР им. А.М.Горького (1976) за книгу
«Музыка души», Министерства обороны СССР и имени А.Т.Твардовского (1999).
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх