Филонов Павел Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Филонов
Другие персоны с именем Павел Кто родился в этот день 20.01 Кто родился в этот год 1883 |
Филонов Павел Николаевич [8 (20) января 1883, Москва 3 декабря 1941, Ленинград], российский живописец, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства. Создатель особого направления «аналитического искусства».
Переехав в 1897 в Петербург, Филонов начал свой путь в искусстве учеником в малярно-живописных мастерских (1897-1901); затем учился в частной школе Л. Е. Дмитриева-Кавказского (1902-08). В 1905-07 художник совершил поездки по Волге, в Новый Афон на Кавказе, посетил Иерусалим. В 1908-10 был вольнослушателем Высшего художественного училища при петербургской Академии художеств. Изучал классическое искусство, путешествуя по Италии и Франции (1912).
Вступление в 1910 в «Союз молодежи» и сближение с членами группы «Гилея» оказало влияние на становление Филонова, вскоре превратившегося в одного из самых заметных живописцев русского авангарда. В 1913 написал вместе с И.С.Школьником декорации для футуристической постановки трагедии «Владимир Маяковский»; проиллюстрировал ряд футуристических книг. Выпустил собственную книгу «Пропевень о проросли мировой» (1915), родственную поэтике Хлебникова.
В статье «Канон и закон» (1912) впервые изложил свою теорию аналитического искусства. Первое объединение, созданное художником в 1914, называлось «Сделанные картины».
В 1916-18 Филонов воевал на фронте; по возвращении в Петроград в 1918 включился в художественную жизнь. В 1923 был среди организаторов Государственного института художественной культуры в Петрограде, некоторое время возглавлял там отдел общей идеологии.
В 1920-е гг. Филонов создал цикл работ, посвященных гражданской войне, революции, петроградскому пролетариату. Выступал на диспутах, пропагандируя принципы аналитического искусства.
На протяжении десятилетий Филонов разрабатывал своеобразный живописный жанр. В 1928-29 создал свое центральное произведение, монументальную картину «Формула весны».
Последователи Филонова объединились в коллектив, в основном сложившийся в 1925, приняли название «Мастера аналитического искусства» (МАИ).
С конца 1920-х гг. и вплоть до смерти художника и его соратники, сохранившие верность методам аналитического искусства, подвергались травле.
Единственная прижизненная персональная выставка Филонова была устроена в залах Русского музея, но открытие ее было запрещено (1929-30).
Наследие мастера, который принципиально никогда не продавал свои работы, полагая их достоянием государства, было сохранено его сестрой Е.Н.Глебовой и в 1977 передано ею в дар Государственному Русскому музею.
Дата последнего изменения: |
Наверх