Федяев Дмитрий Михайлович
|
Другие персоны с фамилией Федяев
Другие персоны с именем Дмитрий Кто родился в этот день 25.02 Кто родился в этот год 1953 |
- специалист в области философии техники и философии культуры; доктор философских наук, профессор
Род. в Ульяновске.
Окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта, аспирант философский факультета Уральского государственного университета.
Работает на кафедре философии Омского педагогического университета, в настоящее время - проректор этого университета.
Кандидатская диссертация - "Целеполагание в техническом познании" (1985).
Докторская диссертация - "Техническое мироотношение (сущность, модификации, эволюция)" (1994).
В работах Федяева исследуются сущностные характеристики техники, ее культуротворческая функция, влияние стиля технической оснащенной деятельности на духовную жизнь общества. Техника понимается как способ воспроизводства всякой живой деятельности, что является развитием четырех основных традиционных подходов к определению этого понятия: техника есть 1) совокупность специально выработанных приемов деятельности; 2) совокупность материально-вещных средств деятельности; 3) особый тип знания, ориентированный на разработку приемов и средств деятельности; 4) особым образом организованная воля.
Прием, средство, знание, опредмеченное воление обеспечивают воспроизводство деятельности в устойчивых формах. Способ воспроизводства деятельности так или иначе связан с процессами идеалообразования, что определяет культурообразующую функцию техники. Исторически социально-конкретный идеал деятельности, будучи выраженным наиболее явно в сфере материального производства, обнаруживает себя и в других сферах. Так, производственная деятельность "по образцу", характерная для доиндустриальной эры, трансформируется в традиционализм, пронизывающий не только любую деятельность, но и мировоззрение эпохи. Расчленение трудовой деятельности на элементарные операции, определившее в свое время появление машины, нашло отражение во всеобщей, тотальной специализации, характерной для промышленной эры. Смысложизненный аспект техники определяется тем, что она закрепляет способы решения многократно повторяющихся задач, а тем самым дает человеку и человечеству возможность двигаться вперед по пути самореализации. В способе воспроизводства живой деятельности, формирующем элементы культуры в целом, реализуется особый тип отношения человека к миру.
В работах Федяева исследуется специфика технического мироотношения, его качественные и исторической модификации. Значительное внимание уделяется филос-исторической проблематике: исследуется не история техники как таковая, а техника в истории человечества. Разработана периодизация историко-технического процесса соответственно смене методологической деятельностных установок: образец (доиндустриальные культуры), базовая операция (индустриализм), символ (переход от индустриализма к постиндустриализму). Исследуются основания бифуркационного характера технической эволюции, что выражается, в частности, в смене технических лидеров.
Технические революции, как правило, сопровождающиеся крупными социальными переломами в истории человечества, во многом определяются процессами социально-технического взаимодействия и синтеза, усвоения тем или иным социумом технических инноваций, порожденных иной локальной культурой. Социально-техническое основание определяет новое качество технического роста. Развитие античного понимания "техно" как искусства привело к разработке литературной проблематики. Исследованы наиболее характерные авторские приемы, вызывающие определенные читательские впечатления. С центральной идеей влияния техники на культуру в целом связаны работы Ф. по философии религии.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх