| 
Фёдоров Василий Дмитриевич  
 | 
| Другие персоны с фамилией Фёдоров Другие персоны с именем Василий Кто родился в этот день 23.02 Кто родился в этот год 1918 | 
      
[23.2.1918, Кемерово — 19.4.1984, Ессентуки] 
      
— поэт, прозаик. 
      
Родился в многодетной рабочей семье. Семья переехала в деревню Марьевка Кемеровской обл., которую 
Фёдоров стал считать своей родиной. Когда ему было 5 лет, от тифа умер отец, на детские плечи лег груз 
недетских забот — мальчик работал пастухом. Затем — пахарь, водовоз, младший счетовод, кассир 
колхоза, помощник бригадира, в 15 лет член правления колхоза, секретарь первой комсомольской ячейки 
в деревне. Учился в школе крестьянской молодежи, затем на рабфаке, посещал аэроклуб, написал очерк о 
своем первом самостоятельном полете. Учился в Новосибирском авиационном техникуме, работал на 
Иркутском авиационном заводе. Во время Великой Отечественной войны был на заводе технологом 
литейного цеха, мастером, старшим мастером сборки истребителей. 
      
Первые стихи опубликовал в иркутской газете «Советская молодежь» (1940), в заводской многотиражке 
(1944), в сборнике «Родина» (Новосибирск, 1944). В 1947 в Новосибирске издал книгу поэм «Лирическая 
трилогия», отличающуюся эмоциональной напряженностью действия, склонностью к афористическим 
обобщениям, вниманием к современной проблематике; герой поэмы «Марьевская летопись», вернувшись в 
послевоенную Марьевку, с грустью находит деревню малолюдной, опустевшей; автор говорит об 
исторической роли русских женщин в военные и послевоенные годы: «О женщины! / Русская слава / Под 
сердцем у вас зачалась». Фёдоров ездил в командировки от журналов  «Огонек» и «Новый мир», писал 
очерки о тружениках Севера и мариупольских сталеварах.  
      
В 1950 окончил Литературный институт им. М.Горького. Продолжил работу над прозой и в 1953 издал 
документальную повесть «Зрелость» — о знатном сталеваре «Азовстали», в 1955 повесть «Добровольцы» 
— о жизни молодых новоселов на целинных землях. 
      
В «Марьевской летописи» и других произведениях Фёдоров опирается на опыт личной биографии, 
начинает разрабатывать тему родной Сибири, края великих рек и великих замыслов. В свои произведения 
Фёдоров вводит сибирскую народную лексику, широко использует бытующие в народе пословицы и 
поговорки. Тема Сибири перерастает в тему России: «Мое имя с Россией / Хорошо рифмовать». В 1955 
изданы вторая книга поэзии Фёдорова «Лесные родники» и книга «Марьевские звезды», в них вошли стихи 
и поэмы «Ленинский подарок», «Обида», «Далекая». В 1958 издан «Дикий мед», в 1959 — «Золотая жила». 
      
В 1950-е Фёдоров издает ряд поэм с остроконфликтными сюжетами, в различных жанровых вариантах: 
«Белая роща» (1956) — поэма-новелла, «Золотая жила» (1957) — психологическая драма в стихах, 
«Седьмое небо» (1960) — лирико-философская поэма.  
      
В 1961 Фёдоров издает книгу поэм «Белая роща». Общим для поэм Фёдорова является склонность автора к 
проблемам нравственности; десять поэм книги «Белая роща» — десять конфликтов и вместе с тем десять 
путей к их разрешению. В поэме «Далекая» — проблема мещанства, измельчания, обмещанивания чистой 
души, поэт призывает к борьбе с иждивенческой моралью, к подлинно красивой, духовно содержательной 
жизни. «Настя, юный зоотехник» в поэме «Обида» раскрывается перед читателем в своих заботах о 
голодных козах и ягнятах во время долгой, не-стихающей пурги. Действие поэмы «Первые слезы» 
развертывается на целинных землях, героиня собирает не только первый свой урожай, но и первые зерна 
драматического жизненного опыта. 
      
Монументальные образы поэм приобретают символические черты. В поэме «Дуся Ковальчук» героиня 
Гражданской войны, умирая под пытками, не теряет веру в грядущее торжество счастливой жизни. В 
поэме «Золотая жила» автор, вспоминая родную Марьевку, открывает «золотую жилу» русского 
национального характера, рисует яркие образы людей из народа (сибирский богатырь Харитон и др.). 
Поэмы остроконфликтны, в них «Один с отчаяньем лихим / За право чистым быть дерется, / Другой — за 
право быть плохим». 
      
В поэме «Проданная Венера» автор вспоминает трудное время после Гражданской войны, когда «мы 
пропадали без железа. / И рабство нам грозило всем»; приобретали зарубежную технику, продавая 
сокровища живописи («Венера» Тициана и др.). Автор ведет речь о тех жертвах, которых требует от 
людей исторически трудное время; «Одной цепи я вижу звенья, / Сработанные не вчера: / И мировые 
потрясенья. / И горе одного двора». Образ героини поэмы Наташи Граевой олицетворяет красоту и 
величие народа, строящего новую жизнь: «В те дни она такой была, / Что ничего природа наша / 
Прекраснее не создала». В поэме как бы параллельно развиваются два образа — деревенской красавицы 
Наташи Граевой и богини Венеры с картины Тициана. Прошли трудные годы Великой Отечественной 
войны, и Наташа «от работы непосильной свяла, не успев расцвесть». Драматичная судьба не только 
реальной деревенской красоты: Тицианова Венера в трудные годы социалистического строительства в 
СССР была продана за океан—и эту красоту тоже нужно было отдать ради счастья новых людей. Обе 
судьбы драматичны, но и жертва, и самопожертвование свершились во имя большой цели. 
      
Жанровое своеобразие поэм определяет синтез эпического и лирического начал, причем в одних 
произведениях на первый план выходит лирическое начало, в других преобладает эпическая структура 
повествования: чаще всего строго очерченный событийный сюжет пронизан эмоциональным присутствием 
автора. Такова и «романическая поэма» «Седьмое небо», публиковавшаяся в разных редакциях, автор 
работал над ней в 1959-67. Здесь воссоздается эпоха строительства Магнитогорска и Днепрогэса, 
Кузбасса и Турксиба, когда «Захотела стать крылатою / Страна саней. / Страна телег». Герой поэмы 
Василий Горин, как и ее автор, учится в аэроклубе, «приобщается к небу», но затем ему приходится 
испытать не только тяготы, выпавшие на долю всей страны, но и тяжелые испытания личной судьбы — 
арест и безвинное осуждение старшего брата, утрата любимой женщины, ушедшей к другу-сопернику. В 
поэму включена фантастическая глава «Земля и Вега», в которой говорится о путешествии к далекой 
звезде. Эта космическая командировка героя нужна автору не для экзотики, а для того, чтобы не 
свысока, но с высоты посмотреть на родную Землю по-хозяйски озабоченно. Когда глава «Земля и Вега» 
была только что написана, по радио передали сообщение об успешном полете Юрия Гагарина, в 
результате была создана глава о реальном полете нашего космонавта. «Гагарин!.. Юрий!.. / В счастье 
плачу, / Как будто двадцать лет спустя, / Отбросив тяжесть неудачи, / Взлетела молодость моя...» 
      
Расширяется временной диапазон — Фёдоров пишет поэмы «Бетховен» и «Протопоп Аввакум». В образе 
великого композитора конкретное художественное воплощение находит вечная тема добра и зла. Близок 
душе автора и страстный, непримиримый протопоп Аввакум, человек не только трагической судьбы, но и 
несгибаемой воли: «Если я убежден, нерушимы мои убежденья, / Потому что я жизнь свою ставил на них». 
Помимо поэм находят признание и лирические стихи Фёдорова, собранные в книгах «Лирика» (1961), «Не 
левее сердца» (1963), «Книга любви» (1964), «Третьи петухи» (1966) и др. Носителем высшей правды и в 
поэмах, и в лирике Фёдорова видит человека-труженика («Мастер», «Руки Шопена», «Трудовая книжка» и 
др.). Критикой была отмечена органичность соединения в лирике Фёдорова конкретного наблюдения, 
философской идеи и острой публицистичности. Получили широкую популярность афористические строки 
поэта: «История устала от войны, / Но от борьбы с войною / Не устанет!»; «— Я за искусство левое. А ты? 
/ — За левое... / Но не левее сердца»; «Сердца, не занятые нами, / Не мешкая, займет наш враг... / 
Сердца! Да это же высоты, / Которых отдавать нельзя». 
      
Фёдоров постоянно высказывается в стихах на общеполитические темы: «Не ворошите старые могилы, / 
Они чреваты / Новою бедой». Из заграничных поездок привозит критику меркантильного буржуазного 
уклада жизни: «Рубенс торговку / Делал богиней, / А вы в торговки / Взяли богинь». Фёдоров включается 
в социально-экономические дискуссии, особенно в связи с появившимся планом поворота сибирских рек в 
Среднюю Азию. Фёдоров выступает и как поэт природы, он видит, как «по золотым рогам оленя / 
Восходит / Заполярный день», с тем большей энергией он выступает в защиту природы, популярным стал 
его афоризм: «Природа и сама / Стремится к совершенству, / Не мучайте ее, / А помогайте ей!» К родной 
природе поэт обращается и в «жанре» заклинания: «Я гляжу на родные места: / Лейся, лейся в меня, 
красота!» 
      
Особенно активен Фёдоров в дискуссиях о проблемах литературного развития, в статьях и стихах он 
разрабатывает концепцию гражданского призвания современного поэта: «Поэзия — душа отважная, / Для 
всех семи ветров / Открытая»; «Я поэт, / А не премьер, / Но обязанности / Те же»; «Мне нужны тревоги и 
страданья. / Я без них / Не научился жить». По мнению Фёдорова, «поэт — это нервный центр мира, 
чуткий и отзывчивый словом» (Вопросы литературы. 1963. №1. С.31). Фёдоров провозглашает 
непреложность патриотизма, обращается к Родине: «Я слова на крепость проверяю, / Выверяю именем 
твоим»; «Мне с жизнью моею / Была вручена / Святая трагедия века». Настоящий поэт всегда помнит, 
«что все несовершенство мира / Лежит на совести его». 
      
В 1960-80-е Фёдоров участвовал в руководстве журнала «Молодая гвардия», был членом редсовета 
издательств «Художественная литература», «Современник», «Советская Россия». Поэт Н.Глазков назвал 
Фёдорова — «Федоров-первопечатник»: Фёдоров помог многим молодым поэтам выпустить в свет первые 
книги. Его книга статей «Наше время такое...» (1973) впечатляет уже перечнем поэтов, о которых пишет 
автор: А.Пушкин, В.Гете, Н.Некрасов, С.Есенин, А.Твардовский, Л.Мартынов, Н.Рыленков, 
Д.Кугультинов, А.Яшин, Ю.Друнина, В.Боков, О.Фокина и др. Гете в этом перечне неслучаен, как 
неслучайны и обращения Фёдорова к мировой классике.  
      
В 1973 была издана поэма Фёдорова «Женитьба Дон Жуана». Автор писал: «...многие узлы нашей 
морально-нравственной жизни, которые мы распутываем, были завязаны в далеком-далеком прошлом. 
Сохраняя преемственность прежних донжуанов с их романтическим ореолом, мой Жуан в жажде семейного 
счастья, как одного из главных смыслов жизни, проходит путь от героя и полубога к человеку» (Женитьба 
Дон Жуана. М., 1978. С.62). Образ легендарного Дон Жуана совмещается с образом конструктора 
зауральского авиазавода. Небезынтересно, что поэма написана октавами. 
      
О широте и глубине интересов Фёдорова свидетельствует и его работа как переводчика. Значительным 
вкладом в русскую литературу явились его переводы классиков Востока И.Насими и А.Навои. Фёдоров 
перевел также стихи поэтов Украины (Ю.Герасименко, С.Мушник, В.Бондарь), Кавказа и Закавказья 
(А.Исаакян, А.Граши, М.Геттуев), Прибалтики (Я.Райнис, А.Таммсааре), Болгарии (Л.Стефанова, 
Д.Методиев, П.Матеев), Венгрии (А.Мезеи), Испании (Р.Альберти) и др.  
      
В 1982 журнал «Москва» опубликовал «Сны поэта» — фрагменты новой книги прозы. Была задумана поэма 
об истории семьи Фёдоровых. 
      
«Кто встречался с Василием Дмитриевичем, хорошо знает, какой он был живой и мудрый собеседник. 
Каждое общение с ним, его стихами обогащало нравственно, духовно. Он — Личность. Яркая. 
Самобытная. Дерзкая. С русским, по-сибирски широким, задушевным, прямым характером, когда надо, 
весьма крутым по отношению к злу и неправде» (Воспоминания о поэте Василии Фёдорове. С.6-7). В 
Марьевке и в Кемерово на домах, где жил поэт, в его память установлены мемориальные доски. Начиная с 
1985 в Марьевке и в Кемерово проводятся традиционные Фёдоровские чтения.
Литература и другие источники информации
| 
Дата последнего изменения: | 
Наверх