Фёдоров Николай Фёдорович
|
Другие персоны с фамилией Фёдоров
Другие персоны с именем Николай Кто родился в этот день 09.06 Кто родился в этот год 1829 |
- философ, представитель русского космизма.
Род. в с.Ключи Тамбовской губ. Мать - дворянская девица Елизавета Иванова, отец - князь П.И.Гагарин. Будучи незаконнорожденным, получил отчество и фамилию своего крестного отца. Раннее детство провел в имении отца.
В 1849 окончил Тамбовскую гимназию и до марта 1852 учился в Ришельевском лицее в Одессе.
Осень 1851 стала поворотным пунктом в жизни Ф. Внешне это связано со смертью дяди, К.И.Гагарина, на средства которого он учился, и уходом из лицея, внутренне - с духовным переворотом-прозрением, когда молодому человеку открылась основная идея его учения - что "через разумные существа природа достигнет полноты самосознания и самоуправления, воссоздаст все разрушенное и разрушаемое по ее еще слепоте".
С 1854 по 1868 работал в уездных училищах среднерусской полосы, преподавал историю и географию. Обладал глубокими и многосторонними познаниями.
С 1867 - в Москве. Работал библиотекарем сначала Чертковской библиотеки, затем библиотекарем Румянцевского музея (1874-1898), последние годы жизни - в читальном зале архива Министерства иностранных дел.
Внес большой вклад в развитие русского книговедения.
Фёдоров первый составил систематический каталог книг Румянцевского музея, выдвинул идею о международном книгообмене. Вел аскетической образ жизни, все свое жалование раздавал нуждающимся, считал грехом всякую собственность, даже на идеи и книги.
Личность Фёдорова производила на всех неизгладимое впечатление. Возраст его определялся трудно, словно он на протяжении десятков лет застыл в облике старца. При этом Фёдоров поражал избытком жизненной энергии и ума. Про его редкую ученость ходили легенды. По свидетельствам очевидцев, он знал содержание едва ли не всех книг Румянцевского музея.
В 80-90-е гг. был лично знаком с Л.Н.Толстым и В.С.Соловьевым, на которых оказал серьезное идейное и нравственное влияние. Ведя внешне жизнь архивариуса, Фёдоров тем не менее достаточно активно проявлял себя и на общественном поприще. Был инициатором открытия ряда культурных центров и выставок в провинции (г.Воронеж и г.Керенск), выступал в газетах по актуальным современным проблемам, увлекался собиранием краеведческих материалов, начав, в частности, сбор сведений об обыденных храмах. Последние годы жизни посвятил систематизации своего учения, хотя и не успел довести эту работу до конца. Перед смертью передал свой архив своему другу и ученику В.А.Кожевникову.
Умер в Мариинской больнице для бедных от воспаления легких. Похоронен на кладбище Скорбящего монастыря в Москве (находится на Новослободской ул., на пересечении с Вадковским пер.; на месте бывших могил разбит парк и построено здание института).
Из-за религиозной направленности трудов Фёдорова они стали доступны широкому кругу читателей лишь в начале 80-х гг.
Философское наследие Фёдорова оценивается крайне противоречиво, полярно - от самых высоких, восхищенных оценок до признания этих идей заблуждением, нелепостью. Между тем с именем Фёдорова связано философское направление русского космизма. Усматривая главное зло для человека в смерти, порабощенности его слепой силой природы, он выдвинул идею регуляции природы. Регуляция природы мыслилась им как принципиально новая ступень эволюции, сознательный этап развития мира и всего космоса преобразовательным действием, осуществляемым "существами разумными и нравственными трудящимися в совокупности для общего дела". Здесь и овладение природой, и переустройство человеческого организма, управление космическими процессами, и, как вершина регуляции,- победа над смертью, воскрешение предков ("отцов").
Фёдоров не устает продумывать и искать реальные пути воскрешения, пишет о необходимости гигантской работы по собиранию рассеянных частиц умерших, составленных тел из рассеянных во Вселенной атомов и молекул. "Вместе с тем воскрешение у Ф. мыслится в родственном связанном ряду, т.е. буквально сын воскрешает отца как бы "из себя", отец - своего отца и т.д., вплоть до первоотца и перво-человека. Подразумевается возможность востановления предка по той наследственной информации, которую он передал потомкам" (С.Г.Семёнова. Николай Фёдорович Фёдоров. Предисловие к кн. "Н.Ф.Федоров". М., 1994. Паритет. С.12). Считая идею личного спасения недостаточной, настаивал на соборно-всеобщем спасении и победе над смертью. Дал весьма своеобразное толкование апокалиптической христианской перспективе, доказывая, что катастрофический финал мировой истории не есть божественная предзаданная необходимость. Скорее это худший из возможных "сценариев" развития человечества, которого можно и нужно избежать путем активной и разумной деятельности по преобразованию и просветлению природы.
Историческое чистилище обернется апокалиптическим адом, если человек не сумеет преобразовать себя из враждующего и смертного существа в существо просветленное, воскрешающее и бессмертное. Рай и Царствие Небесное закладываются, таким образом, здесь, на Земле, посредством рук и разума человечества. К такому активно-оптимистическому истолкованию Апокалипсиса Иоанна весьма сочувственно относились такие разные рус. мыслители, как С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев и Г.П.Федотов.
Весьма своеобразно Фёдоров относился к реформам патриарха Никона и к построенному им Ново-иерусалимскому монастырю на р.Истра. Центральный храм этого монастыря - собор Воскресения, являющийся воспроизведением храма Воскресения Господня в Иерусалиме, философско-профетически рассматривался Фёдоровым как русский храм-символ "общего дела" - дела всеобщего воскресения и преображения Вселенной. В этой связи возникают знаменательные "переклички" "Философии общего дела" с православной софиологией, в частности, с идеей о необходимости искупления и просветления Тварной Софии до ее исконного Богоматериального состояния, где совместное человеческое творчество также играет ключевую роль. (См.: "Вопросы философии" 1993. №1.) Признание особой роли российской культуры в деле одухотворения природы, свободное философское истолкование православно-христианского вероучения - все это заставляет отнести учение Ф. к традиции "метафизики всеединства".
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх