Ушинский Константин Дмитриевич
|
Другие персоны с фамилией Ушинский
Другие персоны с именем Константин Кто родился в этот день 02.03 Кто родился в этот год 1824 |
Ушинский Константин Дмитриевич [19.2(2.3).1824, Тула, - 22.12.1870 (3.1.1871), Одесса, похоронен в Киеве], русский педагог-демократ, основоположник научной педагогики в России. В 1844 окончил юридический факультет Московского университета.
22 лет от роду он был приглашен в ярославский Демидовский лицей на кафедру энциклопедии законоведения.
В 1850г. он покинул лицей, не желая подчиняться таким требованиям начальства, которые должны были "убить живое дело". Переехав в Петербург, он поступил в департамент иностранных исповеданий, под начальство графа Д.А. Толстого, и стал помещать статьи критического и географического содержания в "Современнике" и "Библиотеке для Чтения".
В 1855г. Ушинский поступил преподавателем в гатчинский сиротский институт, где вскоре стал инспектором. Не получив специальной педагогической подготовки, Ушинский быстро ознакомился
с педагогической литературой и уже в 1857г., в "Журнале для Воспитания", выступил с педагогическими статьями.
В 1859г. он был назначен инспектором Смольного института. Сгруппировав в институте лучшие педагогические силы, Ушинский внес в это заведение совершенно новые начала. Эта преобразовательная деятельность вызвала недовольство среди педагогов старого закала, не стеснявшихся обвинять Ушинского в неблагонадежности. Несмотря на то, что Ушинский находил сочувствие у весьма влиятельных лиц, он вынужден был оставить институт и получил командировку за границу. Почти одновременно с деятельностью в институте Ушинский принял на себя редактирование "Журнала Министерства Народного Просвещения" и превратил его из сухого сборника официальных распоряжений и научных статей в педагогический журнал, весьма отзывчиво относившийся к новым течениям в области народного образования.
Последние годы жизни Ушинский посвятил литературной деятельности. Вместе с Пироговым он должен
быть поставлен в ряд деятелей эпохи реформ. Живая струя, проникшая в русскую жизнь, коснулась воспитания и образования. Для освобожденного народа нужны были
школы, для школ - учителя и книги. Ушинский горячо ратовал за устройство учительских семинарий и отдал много времени составлению книг для чтения и первоначального обучения: "Детский Мир" и "Родное Слово". Отводя в этих книгах видное место естественно научному материалу, он остается верен заветам реалистической педагогики Коменского, Локка и Песталоцци.
Подобно Песталоцци, Ушинский дает в руки родителей и учителей особое руководство к своему "Родному Слову", имевшее обширное влияние на русскую народную школу и остающееся лучшим пособием по методике родного языка и до настоящего времени.
Большое значение следует признать и за трудом Ушинского: "Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии". Сочинение это выходит уже 11 изданием и пользуется вполне заслуженной известностью.
Что касается общепедагогических взглядов Ушинского, то он успел высказаться
лишь по некоторым вопросам общей педагогики.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх