Ухтомский Алексей Алексеевич
|
Другие персоны с фамилией Ухтомский
Другие персоны с именем Алексей Кто родился в этот день 07.07 Кто родился в этот год 1875 |
- физиолог.
Род. в с.Вослома Ярославской губ., детство провел в Рыбинске. Воспитывался у сестры отца - А.Н.Ухтомской, с детства приучившей мальчика к беззаветной любви, равно обращенной и к людям, и к Богу.
Учился в классической гимназии, затем в кадетском корпусе, где увлекался математикой и философией. По окончании кадетского корпуса учился на словесном отделении Московской Духовной академии, где его еще больше заинтересовала русская философия неотделимая от религиозного сознания.
Для Ухтомский показательно обращение к науке, к философии и вместе с тем к Богу, его влекли "анатомия человеческого духа до религии включительно", те рубежи, "до которых мы можем научно думать". Дважды (в 1859 и 1916) Ухтомский намеревался уйти в монастырь, но стремление к научной деятельности оказывалось сильнее.
В 1899 Ухтомский поступает в Петербургский университет, сначала на восточный факультет, с тем чтобы через год перевестись на естественное отделение.
Ухтомский - ученик Н.Е.Введенского и его преемник по кафедре физиологии животных. Развивая идеи Сеченова и Введенского, Ухтомский тоже весь свой век отдал исследованию закономерностей деятельности нервных центров и открыл один из основных принципов деятельности нервной системы - учение о доминанте.
В 1917-1918 участвовал в Поместном соборе русской церкви, а также в работе Рыбинского религиозного философского общества. После революции в течение нескольких лет был старостой Никольской единоверческой церкви в Петрограде.
Как и многих других, У. коснулось жестокое время 20-х гг. Дважды (в 1920 и 1923) арестовывался, после первого ареста (в Рыбинске) находился под прямой угрозой расстрела.
Университетская научная карьера У. складывалась благополучно: с 1932 он Член-корреспондент АН СССР, с 1935 - академик.
Скончался Ухтомский в блокадном Ленинграде.
Он тяжело страдал от раковой опухоли пищевода и гангрены ног. "Ему неоднократно предлагали выехать из осажденного города, но он догадывался, что болен безнадежно, и считал неразумным тратить остатки сил на далекое переселение. Насколько позволяло здоровье, он продолжал привычную работу: вел переписку с учениками, с эвакуированными коллегами по Физиологическому институту... посещал университет, участвовал в семинарах и диспутах, в защите диссертаций - он и умер, готовясь к очередному докладу на традиционной сентябрьской конференции" (Г.Цуриктва, И.Кузьмичев "Странная профессия - писательство" // А.Ухтомский "Интуиция совести". СПб., 1996. С. 21-22).
По Ухтомский, в жизни живого организма доминанта определяет своего рода формулу причинности, приложимую и к деятельности отдельных рефлекторных систем, и к функционированию целостного организма. Учение о доминанте Ухтомского имеет (помимо естественно-научного) философско-культурологический, религиозно-нравственный и эстетический аспекты. Последние отчетливо проявились не только в прижизненных публикациях, но явственно выражены в его дневниках и переписке.
Доминанта, по Ухтомскому, сопряжена с направленностью сознания на определенные поступки и определяется духовной волей человека. Есть негативная установка и есть позитивная, единственно достойная человека доминанта, при которой сознание и поведение направлены на личность и интересы ближнего. В окружающих, по Ухтомскому, подобает видеть прежде всего не задворки, а алтари. Лучшие доминанты, считал он, передаются от поколения к поколению посредством слова и быта. Вслед за Н.Ф.Фёдоровым он полагал, что человек становится личностью, когда в нем есть "тяга к соединению всех в исконно общем деле".
Он утверждал, что главное в людях - это "жажда собеседника", причем и с теми, кто жил раньше. Литературное творчество выводил из неудовлетворенной жажды иметь собеседника. Оптимальная доминанта исключает погруженность человека в мир абстрактно-логических конструкций. Самодовлеющее теоретизирование патологично; оно уводит человека от осознания собственной ответственности и виновности, побуждает его к самовозвеличиванию. (См.: В.Е.Хализев. "Ухтомский А.А." // "Философские науки" 1995. №1. С.184-190; "РФ". С.532-533.) Л.В.Соколова, изучавшая архивные материалы У., отмечает следующее: "еще будучи в Духовной академии, У. задался целью соединить казалось бы несоединимое: науку и религию, Веру и Разум в едином процессе познания человеком Бытия.
В своих размышлениях о вечных вопросах - об Истине, Добре и Зле, о нравственности, о духовности, о смысле истории и бытия, о судьбах России - он, продолжая нашу религиозную, философскую традицию, пытался сказать и свое, новое слово". Смысл бытия, по Ухтомскому,- в нравственном отношении человека к жизни, к другому человеку, к самому себе. Человек во всех своих конкретных проявлениях участвует в непрерывающемся процессе "живого предания от отцов к детям", связывающем все поколения в единую цепь Истории. Пути истории проходят через каждого из нас, история развивается через индивидуальный опыт каждого человека, через глубинное, личностное переживание и познание им Истины, Добра и Красоты.
Тема исторической духовной преемственности - одна из главных для Ухтомского. Он предупреждал о гибельных последствиях бездуховности, о необходимости живой, органической связи человека с миром, об истинном собеседовании человека с Бытием, о его глубочайшей нравственной ответственности перед Историей. И в этом он видел планетарный смысл духовного прогресса человечества. (См.: Л.В.Соколова. Живое предание // Начала. 1993. №3. С.52.)
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх