Уткина Нина Фёдоровна
|
Другие персоны с фамилией Уткина
Другие персоны с именем Нина Кто родился в этот год 1949 |
- специалист в области истории русской философии.
Род. в г.Коканд, в семье железнодорожника.
В 1946 поступила на философский факультет МГУ, по окончании которого и после защиты кандидатской диссертации преподавала в Сухумском педагогическом институте.
С 1960 работала в ИФ АН СССР, где защитила докторскую диссертацию - "Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (вторая половина XIX века)" (1976).
В последние годы занималась исследованием творчества Л.Н.Толстого и В.С.Соловьева. Была членом редакционного совета серии "Из истории отечественной философской мысли" - приложения к журнала "ВФ".
В своих научных трудах (главным образом в книге 1975г.) Уткина одной из первых в Советской России выступила против устоявшейся десятилетиями догмы о том, что позитивизм может быть только идеалистическим. Она раскрыла характерные черты позитивизма, которыми оказались: 1) сциентизм в решении проблем мировоззрения; 2) феноменалистический эмпиризм; 3) индивидулистическая природа человеческой личности (с признания данного момента начиналась контовская социология).
С середины 60-х гг. прошлого столетия в России, как считала У., значительно распространились среди естествоиспытателей идеи материалистического позитивизма (в числе причин такого влияния - реакция на оторванную от наук умозрительной натуры философии Шеллинга и Гегеля). Гораздо меньшее воздействие на русских ученых, по У., оказал второй эмпириокритический, идеалистический позитивизм. К этому времени (к концу XIX - началу XX в.) важным явлением философской мысли России оказался антропологический материализм. Он был близок к позитивизму, но трактовал человека в его отношении к практической деятельности, в системе социальных связей. Многие ведущие ученые стали двигаться в направлении этого материализма (а не идеализма эмпириокритиков). Но некоторые из черт позитивизма все же сохранялись. Имея в виду этот момент, У. предложила ограничить такой материализм от естественно-научного материализма и ввести для него термин "эмпирический материализм".
В работе о Вл.Соловьеве (опубликована в 1994 г.) Уткина раскрыла не только многие аспекты его мировоззрения (онтологическое, гносеологическое, социальное, философское, историческое предназначение философии), его отношение к славянофильству, позитивизму и др. течениям философской мысли, но и показала главное в существе его взглядов - их нравственную направленность. Именно в ней Соловьев видел разгадку онтологичности, гносеологии и социальности.
Суть социальной философии для него, подчеркивает У., сводится к проблемам нравственного существования, поискам и осуществлению смысла жизни. Все социальные реалии и идеалы обретают свое истинное содержание при одном условии - если человечество ориентировано на нравственность и добро. Уткина не раз останавливается на различных теоретических трудностях Соловьева, на его противоречиях, их решениях. Одной из онтологических противоречий, как она полагает, разрешается им на путях пантеизма (это доминирующая идея всеединства вела и привела Соловьева к ожитворению, одушевлению всей природы, отождествлению мельчайших элементов мира со всеобще-сущим). Многое сближало Соловьева с концепциями космистов, с представителями философской онтологии, тейярдизма. Но всегда Соловьев, что убедительно показала Уткина, оставался своеобразным мыслителем. Выдвигая перед человечеством грандиозные задачи преобразования общества и универсума, философ предлагал и средства их решения - единения свободно-нравственного человечества, развивающегося благодаря нравственному совершенствованию каждой личности и всего общества. Работа Уткиной убеждает в том, что В.С.Соловьев был великим гуманистом XIX столетия.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх