Успенский Эдуард Николаевич
|
Другие персоны с фамилией Успенский
Другие персоны с именем Эдуард Кто родился в этот день 22.12 Кто родился в этот год 1937 |
[22.12.1937, г.Егорьевск Московской обл.]
— прозаик, поэт, драматург.
В 1961 окончил Московский авиационный институт. Печатался с 1960. С первых же публикаций проявилась
жанровая универсальность Успенского.
В 1965 в Москве вышел его первый поэтический сборник «Смешной слоненок», в 1966 опубликована
прозаическая повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья», в этом же году совместно с другими
драматургами Успенский выпустил сценарий для новогодней елки «Волшебное время». Поэтические
сборники, выходившие в разные годы,— «Разноцветная семейка» (1967), «Удивительное дело» (1968),
«Воздушные шары» (1971), «Гололед» (1973), «Академик Иванов» (1974), «Все в порядке» (1976),
«Повтори» (1976), «Над нашей квартирой» (1980), «Если бы я был девчонкой» (1983) и другие — вместили
в себя богатый спектр творческих поисков Успенского. Описательно-бытовые сюжеты стих. «Птичий
рынок», «Буренушка», «Лифтовый зверь», «Все в порядке» и другие имеют тот необходимый коэффициент
занимательности и неожиданности, который способен заинтересовать ребенка и исподволь научить его
чему-нибудь полезному; а своеобразный ритм позволил на основе многих из них создать песенки,
получившие широкую известность. Во многом, как ритмически, так и содержательно, стихи Успенского
ориентированы на литературные и фольклорные традиции. Так, стих. «Рыболов», описывающее сборы на
рыбалку: «Взял самовар, / Чтобы чай кипятить. / Взял он кровать, / Чтобы спать на кровати. /<...> Взял
он собаку, чтоб все охраняла»,— явно перекликается с одним из эпизодов книги Джерома К.Джерома
«Трое в лодке, не считая собаки». А структура стихотворения «Над нашей квартирой», напоминающая
«матрешечный» принцип включения предыдущей информации в каждой последующей строфе,
соотносится со знаменитой английской народной песенкой «Дом, который построил Джек».
Стихотворение-считалка «Тигр вышел погулять» («Раз, два, три, четыре, пять, / Вышел тигр погулять),
несомненно, восходит к устному детскому фольклору — общеизвестной считалке про зайчика, вышедшего
погулять. Принцип русских песенок-потешек, перевертышей лежит в таких стихотворений, как «Память»
(«Ехал кактус на окне, / Бел старушку на ремне, / А собачка в это время / Мыла Ваню на коне...»). К
другому жанру детского игрового фольклора — дразнилке-кричалке обращается Успенский в
стихотворении «Рыжий» — радостная нелепица абсурдных обвинений («Рыжий! Рыжий! Конопатый! / Убил
дедушку лопатой!») создает особую смеховую стихию, способную снять все негативное, что несет
ребенку его несколько нестандартная внешность.
Сказки-потешки Успенского («Жил-был один слоненок», «Пластилиновая Ворона») нагромождают одно
явление на другое («Один смешной слоненок, / А может, не слоненок, / А может, поросенок, / А может,
крокодил»), нарушая привычные связи, расширяют мир ребенка, делая его открытым для фантазий.
Многие стихотворения Успенского легли в основу мультипликационных фильмов. Большой успех принес
Успенскому цикл о Крокодиле Гене и Чебурашке («Крокодил Гена и его друзья», 1966; «Чебурашка»,
1977). Совместно с Р.Качаловым было создано несколько серий кукольного фильма по этим книгам,
который в сочетании с песенками А.Шаинского на стихи В.Тимофеевского надолго стал бестселлером
отечественной мультипликации. Несмотря на сказочную атрибутику, Успенский наполнил свои
произведения дыханием сегодняшней жизни, уведя ребенка в особый мир. Особенно характерен в этом
отношении цикл о Простоквашино («Дядя Фёдор», 1975; «Каникулы в Простоквашино», 1983; «Тетя дяди
Фёдора», 1995). Сочетание реалий современной жизни (мальчик из обычной городской семьи, показанной в
подробном бытовом антураже) со сказочными элементами — говорящим котом Матроскиным и собакой
Шариком, поисками клада, необыкновенным веселым трактором, работающим на супе и котлетах, и т.д.—
создает иллюзию особого параллельного детского мира, в котором иногда могут появляться и взрослые,
размыкающие этот мир и вносящие в него дисгармонию. Единственный взрослый персонаж, органично
вошедший в мир дяди Фёдора и его друзей,— это почтальон Печкин, образ которого, перешагнув рамки
произведений Успенского, широко используется как в различных теле- и радиопередачах, так и в устном
фольклоре в виде анекдотов, став своеобразным общекультурным явлением. Своеобразна параллельная
реальность и маленьких мастеров, необычных технических домовых, невидимо для нормального глаза
опекающих домашнюю технику («Гарантийные человечки», 1975). Жанровая полифоничность остается
определяющей чертой Успенского на протяжении всего его творчества. Результатом внимания к устному
детскому фольклору, а именно страшилкам, стал сборник «Красная рука. Черная простыня. Зеленые
пальцы. Страшные повести для бесстрашных детей. Жуткий детский фольклор» (1992). В серии
«Учебники Самовара» Успенский выпустил «Занимательный учебник по радиотехнике» (1994).
Драматургия Успенского тесно связана с его прозой — по мотивам многих сказок написаны пьесы и
сценарии для фильмов, например, «Крокодил Гена», фильм-сказка (совместно с Р.Кононовым), 1970;
«Каникулы в Простоквашино», фильм-сказка, 1983; «Отпуск Крокодила Гены» (совместно с Р.Качановым),
пьеса в 2 действиях, 8 картинах, 1974, и др. Отводя детской литературе прежде всего воспитательную
роль, Успенский выходил на детскую аудиторию, осваивая неизвестные ранее жанры, так, например, в
течение ряда лет он являлся автором передач «Радионяня» и «АБВГДейка», активно воплощая свои
творческие и педагогические взгляды на практике.
Литература и другие источники информации
Дата последнего изменения: |
Наверх