AZ-libr.ру

информационный портал





Успенский Эдуард Николаевич
[22.12.1937]

  Другие персоны с фамилией Успенский
Другие персоны с именем Эдуард
Кто родился в этот день 22.12
Кто родился в этот год 1937

       [22.12.1937, г.Егорьевск Московской обл.]
       — прозаик, поэт, драматург.
       В 1961 окончил Московский авиационный институт. Печатался с 1960. С первых же публикаций проявилась жанровая универсальность Успенского.
       В 1965 в Москве вышел его первый поэтический сборник «Смешной слоненок», в 1966 опубликована прозаическая повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья», в этом же году совместно с другими драматургами Успенский выпустил сценарий для новогодней елки «Волшебное время». Поэтические сборники, выходившие в разные годы,— «Разноцветная семейка» (1967), «Удивительное дело» (1968), «Воздушные шары» (1971), «Гололед» (1973), «Академик Иванов» (1974), «Все в порядке» (1976), «Повтори» (1976), «Над нашей квартирой» (1980), «Если бы я был девчонкой» (1983) и другие — вместили в себя богатый спектр творческих поисков Успенского. Описательно-бытовые сюжеты стих. «Птичий рынок», «Буренушка», «Лифтовый зверь», «Все в порядке» и другие имеют тот необходимый коэффициент занимательности и неожиданности, который способен заинтересовать ребенка и исподволь научить его чему-нибудь полезному; а своеобразный ритм позволил на основе многих из них создать песенки, получившие широкую известность. Во многом, как ритмически, так и содержательно, стихи Успенского ориентированы на литературные и фольклорные традиции. Так, стих. «Рыболов», описывающее сборы на рыбалку: «Взял самовар, / Чтобы чай кипятить. / Взял он кровать, / Чтобы спать на кровати. /<...> Взял он собаку, чтоб все охраняла»,— явно перекликается с одним из эпизодов книги Джерома К.Джерома «Трое в лодке, не считая собаки». А структура стихотворения «Над нашей квартирой», напоминающая «матрешечный» принцип включения предыдущей информации в каждой последующей строфе, соотносится со знаменитой английской народной песенкой «Дом, который построил Джек». Стихотворение-считалка «Тигр вышел погулять» («Раз, два, три, четыре, пять, / Вышел тигр погулять), несомненно, восходит к устному детскому фольклору — общеизвестной считалке про зайчика, вышедшего погулять. Принцип русских песенок-потешек, перевертышей лежит в таких стихотворений, как «Память» («Ехал кактус на окне, / Бел старушку на ремне, / А собачка в это время / Мыла Ваню на коне...»). К другому жанру детского игрового фольклора — дразнилке-кричалке обращается Успенский в стихотворении «Рыжий» — радостная нелепица абсурдных обвинений («Рыжий! Рыжий! Конопатый! / Убил дедушку лопатой!») создает особую смеховую стихию, способную снять все негативное, что несет ребенку его несколько нестандартная внешность.
       Сказки-потешки Успенского («Жил-был один слоненок», «Пластилиновая Ворона») нагромождают одно явление на другое («Один смешной слоненок, / А может, не слоненок, / А может, поросенок, / А может, крокодил»), нарушая привычные связи, расширяют мир ребенка, делая его открытым для фантазий. Многие стихотворения Успенского легли в основу мультипликационных фильмов. Большой успех принес Успенскому цикл о Крокодиле Гене и Чебурашке («Крокодил Гена и его друзья», 1966; «Чебурашка», 1977). Совместно с Р.Качаловым было создано несколько серий кукольного фильма по этим книгам, который в сочетании с песенками А.Шаинского на стихи В.Тимофеевского надолго стал бестселлером отечественной мультипликации. Несмотря на сказочную атрибутику, Успенский наполнил свои произведения дыханием сегодняшней жизни, уведя ребенка в особый мир. Особенно характерен в этом отношении цикл о Простоквашино («Дядя Фёдор», 1975; «Каникулы в Простоквашино», 1983; «Тетя дяди Фёдора», 1995). Сочетание реалий современной жизни (мальчик из обычной городской семьи, показанной в подробном бытовом антураже) со сказочными элементами — говорящим котом Матроскиным и собакой Шариком, поисками клада, необыкновенным веселым трактором, работающим на супе и котлетах, и т.д.— создает иллюзию особого параллельного детского мира, в котором иногда могут появляться и взрослые, размыкающие этот мир и вносящие в него дисгармонию. Единственный взрослый персонаж, органично вошедший в мир дяди Фёдора и его друзей,— это почтальон Печкин, образ которого, перешагнув рамки произведений Успенского, широко используется как в различных теле- и радиопередачах, так и в устном фольклоре в виде анекдотов, став своеобразным общекультурным явлением. Своеобразна параллельная реальность и маленьких мастеров, необычных технических домовых, невидимо для нормального глаза опекающих домашнюю технику («Гарантийные человечки», 1975). Жанровая полифоничность остается определяющей чертой Успенского на протяжении всего его творчества. Результатом внимания к устному детскому фольклору, а именно страшилкам, стал сборник «Красная рука. Черная простыня. Зеленые пальцы. Страшные повести для бесстрашных детей. Жуткий детский фольклор» (1992). В серии «Учебники Самовара» Успенский выпустил «Занимательный учебник по радиотехнике» (1994).
       Драматургия Успенского тесно связана с его прозой — по мотивам многих сказок написаны пьесы и сценарии для фильмов, например, «Крокодил Гена», фильм-сказка (совместно с Р.Кононовым), 1970; «Каникулы в Простоквашино», фильм-сказка, 1983; «Отпуск Крокодила Гены» (совместно с Р.Качановым), пьеса в 2 действиях, 8 картинах, 1974, и др. Отводя детской литературе прежде всего воспитательную роль, Успенский выходил на детскую аудиторию, осваивая неизвестные ранее жанры, так, например, в течение ряда лет он являлся автором передач «Радионяня» и «АБВГДейка», активно воплощая свои творческие и педагогические взгляды на практике.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 10:59:38 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"