AZ-libr.ру

информационный портал





Уваров Сергей Семёнович
[05.09.1786-16.09.1855]

  Другие персоны с фамилией Уваров
Другие персоны с именем Сергей
Кто родился в этот день 05.09
Кто родился в этот год 1786

       - государственный деятель, мыслитель.
       Род. в Петербурге. Получил домашнее образование. В совершенстве владел основными европейскими языками. Учился в Германии.
       В 1805 поступил на дипломатическую службу.
       С 1806 - сотрудник российского посольства в Вене, с конца 1809 - секретарь посольства в Париже. По возвращении в Россию в 1811 стал вскоре попечителем Санкт-Петербургского учебного округа.
       С 1818 - президент Императорской академии наук.
       В начале 1832 был назначен товарищем министра народного просвещения, а спустя год, 20 марта 1833, вступил в управление министерством, которое и возглавлял в течение 16 лет, уйдя с должности главы ведомства в 1849.
       Умер Уваров в Москве.
       В истории отечественной мысли имя Уварова неразрывно связано с созданием доктрины, базирующейся на знаменитой формуле "Православие, Самодержавие, Народность".
       Уваров считал, что для избежания социальных и политических катаклизмов необходимо воспитать в настоящем и будущем поколениях европейски образованных русских людей живое понимание своей кровной связи с православной христианской верой и чувством преданности самодержцу. Для осуществления этой цели необходимо, по мнению Уварова, создавать и умножать "где только можно число умственных плотин" на пути потока идущих с Запада либерально-эгалитарных идей.
       Уваров полагал, что основные усилия следует направить на реализацию программы национального просвещения народа, где главная роль отводилась бы преподаванию истории, которая, таким образом, становилась, по сути, единственной альтернативой процессу европеизации России. Усвоив у немецких романтиков идею органического понимания жизни народов, У. видел в государстве реально-историческое воплощение органического единства каждого из них, взращенного на "твердой почве" своей истории и "святилища народных понятий".
       В России, по его мысли, формула самостоятельного развития национальной культуры и истории выражается лозунгом "Православие, Самодержавие, Народность". Православие трактуется Уваровым как "народная религия", без которой народ обречен на гибель. Причем автор ведет речь о "национальной религии", о "вере предков", что свидетельствует о конфессиональном индифферентизме и политическом прагматизме Уварова,- православие необходимо не в силу истинности своих догматов, но в силу своей укорененности в истории русского народа и государства, т.е. православие выводится из внерелигиозных посылок, подразумевающих первым делом государство или общественную пользу.
       Самодержавие также интерпретируется автором триады функционально, путем определения его значимости для российского типа государственности - оно есть "необходимое условие существования Империи в ее настоящем виде", а целесообразность в его существовании находится в сфере "положения, нужд, желаний" страны.
       Самодержавие, по Уварову, являет собой национальный русский тип власти, точно так же, как православие,- тип национальной русской веры, и выступает лишь условием исторического бытия народа. Именно последнее обстоятельство, иначе говоря народность, приводит, согласно его убеждению, в движение "государственный состав", заключает в себе источники непрерывного развития государства, сохраняет в неизменности "главные черты" его неповторимого облика.
       В итоге Уваров формулирует не совсем логичный, но вполне допустимый для идеологического обеспечения политики тезис о том, что религиозные, политические и нравственные убеждения России есть не что иное, как "останки нашей народности", которые пока еще остались у нас в эпоху всеобщей разобщенности и безрассудства. Иными словами, православие как религиозное и самодержавие как государственные принципы подчинены в рамках триады принципу нациального - народности, выводятся из него, и в то же самое время народность сводится к особенностям национальной психологии ("убеждениям"), заключающимся в приверженности к русским формам религии и власти, олицетворенным в первых двух членах формулы.
       Таким ообразом, взаимоопределив элементы своей триады по схеме - одно через другое, и наоборот,- Уваров придал этим своей программе народного просвещения видимость крепкого и прочного фундамента, идеологическое содержание которого было востребовано властью и по своей значимости сыграло едва ли не основную роль как в политической, так и в интеллектуальной истории дореволюционной России.

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 10:59:12 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"