AZ-libr.ру

информационный портал





Тютчев Фёдор Иванович
[05.12.1803-27.07.1873]

  Другие персоны с фамилией Тютчев
Другие персоны с именем Фёдор
Кто родился в этот день 05.12
Кто родился в этот год 1803

       - поэт, один из крупнейших представителей русской философской лирики.
       Род. в с.Овстуг Орловской губ. (ныне Брянской обл.). Принадлежал к старинному дворянскому роду.
       В 14 лет стал сотрудником общества любителей русской словесности.
       Окончил отделение словесности Московского университета (1821), затем стал дипломатом. Служил в русской миссии в Мюнхене (1822-1837) и Турине (1837-1839).
       В бытность Тютчева за границей его стихи и переводы появились в московских журналах и альманахах.
       В 1839 Тютчев ушел в отставку с дипломатической службы, но до 1844 он продолжал жить за границей.
       Тютчев был близко знаком с немецкими философами Шеллингом, Баадером, встречался с Гейне, интересовался творчестве Беме, Гете и др. Интерес к достижениям европейской мысли сочетался у Тютчева с большой чуткостью к судьбе России. По своим социально-политическим взглядам он был близок к славянофильству.
       Вернувшись в Россию, вновь поступил в Министерство иностранных дел (1845), где с 1848 занимал должность старшего цензора.
       В 1858 Тютчев занял пост председателя Комитета иностранной цензуры, на котором, оставался до смерти.
       Скончался Тютчев в Царском Селе (ныне г.Пушкин).
       Подъем поэтического творчества Т. приходится на конец 40-х - начало 50-х гг.
       Тютчев старался дать ответ на вечные вопросы, волнующие человеческое сознание. Однако лирика Тютчева не является иллюстрацией философских положений - сами мысли у Тютчева выражены в художественном образе. Отражением мировоззрения поэта, ощущения непрочности окружающей действительности и двойственного отношения к ней - притяжения и отталкивания - являются космические темы и образы тютчевской философской лирики.
       В основе мироздания, по убеждению Тютчева, лежит "древний хаос":
       "О, страшных песен сих не пой
       Про древний хаос про родимый!
       Как жадно мир души ночной
       Внимает повести любимой!
       Из смертной рвется он груди
       И с беспредельным жаждет слиться.
       О, бурь уснувших не буди,-
       Под ними хаос шевелится".
       "Внешний мир" - это только "златотканный покров", накинутый на "безыменную бездну". Влечение Тютчева к изображению "стихийных споров" в природе и человеческой душе - одна из отличительных особенностей его лирики, обусловленная привычной для мироощущения поэта "внутренней тревогой".
       С.Л.Франк писал, что первая и самая общая черта, определяющая содержание поэзии Тютчева, состоит в том, что его предметное чувство носит космический характер. Даже там, где темой художественного изображения служат явления личной, внутренней жизни, они воспринимаются и описываются, как проявления в душе человека жизни и чувства космоса. Природа для Тютчева, подчеркивал он, сама по себе комплекс живых сил, страстей и чувств ("не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик - в ней есть любовь, в ней есть свобода, в ней есть душа, в ней есть язык"), а не мертвый материал, который повинуется воле художника и в его руках служит послушным средством выражения его собственных чувств. И, с другой стороны, сама душевная жизнь человека ощущается им как область, входящая в порядок объективного бытия и подчиненная космическим силам (Франк С.Л. Живое знание. Берлин, 1923. Гл.VI. Космическое чувство в поэзии Тютчева).

Литература и другие источники информации









Дата последнего изменения:
Tuesday, 22-Oct-2013 10:59:10 UTC



 





(c) 2017 AZ-libr.ру :: Библиотека - "Люди и книги"